Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Весна

1947 | СССР | Комедия | 102 мин.
В ролях: Фаина Раневская, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Борис Петкер, Михаил Сидоркин, Рина Зеленая, Татьяна Гурецкая, Василий Зайчиков
Режисcёр: Григорий Александров
1539
Режиссер Аркадий Громов для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью ученых – как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, – и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец похожа на прототип своей героини - ученую Института, Ирину Никитину. Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях.

Фрагмент книги Марка Кушнирова «Светлый путь, или Чарли и Спенсер», 1998 год:

В 1947 году Александров начал снимать долгожданную «Весну».

<...>

Еще в силе карточки. Еще пятнают быт неотвязные следы военного лихолетья… <...> Еще роятся на толкучках, вокзалах, по пригородным поездам искалеченные мужики. Еще на станциях и полустанках видны названия – черным по желтому – «кипяток».

И потому, наверно, так хочется весны – настоящей, мирной, беспечной. <...>

<...> Александров отозвался на этот позыв и тоньше, и остроумнее всех – я бы сказал, несравнимо интеллигентнее, – не потеряв при этом «ни грамма» простодушного, увеселительного настроя. Он снял кино про кино. <...> Он снял кино про киношное видение, киношное ощущение жизни – наивное, романтическое, забавное… исконно глуповатое и трогательное вместе. <...>

Все сюжетные перепады, вся фактура ленты состоит из бродячих примет и мотивов, бытующих в кинематографе со времен Мельеса. Но это отнюдь не коллаж цитат. <...> Тут получился некий органичный гибрид лирики и пародии (в том числе и самопародии). <...> Разумеется, в любой комедии, даже сугубо бытовой, есть элемент условности пародийного толка. Но ту пародийность, что в крови александровского кинематографа, не спутаешь ни с какой другой. Каждый аттракцион, каждый образный нюанс, в котором он чувствует возможность патетического (прежде всего патетического) эффекта, он расцвечивает и полирует до блеска почти ненатурального, почти абсурдного. <...>

В опытах Никитиной, <...> кроме чистой фантастики, имелось кое-что злободневное. Американская атомная бомба уже два года тревожила сознание советских вождей. <...> Научный «мотив» «Весны» отдавал осторожным и успокоительным политическим намеком: они укрощают атомную энергию, а мы солнечную, и это будет куда сильнее. Целое скопище ученых мужей, один киношнее (типажнее) другого, красноречиво являло собой – своим количеством и качеством – советскую научную непобедимость. <...>

Барабанно-фанфарная, огнистая, пенисто-карнавальная кода – фирменный знак кинематографа Орловой и Александрова – предстает здесь романтическим, полусказочным путешествием Никитиной в страну «Киноландию».

<...>

Весь этот проход живописует парадный, простодушно-волшебный образ кинематографа – единственно любимый Александровым, единственно его вдохновляющий. И если в этих «картинках» вдруг возникает тень пародии, то совершенно непроизвольно. Просто от чрезмерности, от перебора «красивости» и наивной восторженности. <...>

И недаром ведь так много говорят в «Весне» о побасенках, настойчиво цитируют знаменитый монолог из «Театрального разъезда». Александрову явно дорого это страстное и авторитетное слово в защиту своего жанра.

<...>

Ясно, что и сама «Весна» предлагалась публике как забавная и чуть-чуть поучительная побасенка… <...>

…Но вот в чем фокус: побасенка, «рассказанная» Александровым, – как всякая подлинная побасенка (притча) – оказалась умнее самой себя. Оно и не удивительно. Особенно если сообразить, что это вторая, и последняя после «Веселых ребят», картина Александрова, нимало не замешанная на идеологии – не берущая ее ни в основу, ни вообще в расчет. Ну, верно, капля-другая ее стихийно просачивается, <...> но к сути дела это имеет далекое отношение.

А суть здесь – весна. И не только в природной, погодной своей ипостаси. Но тот благословенный дурман, в котором свободно дышится и думается, в котором отлетают сирены предубеждений и предрассудков, сбывается самое невероятное. Когда оживают надежды. Когда жизнь вновь поднимает голову.

Смотрите также

  • 1977
  • Драма
  • Сергей Бондарчук
  • 73 мин
  • 1940
  • Мюзикл
  • Георгий Александров
  • 93 мин
  • 1916
  • Комедия
  • Чарльз Чаплин
  • 22 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть