Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Весна

1947 | СССР | Комедия | 102 мин.
В ролях: Фаина Раневская, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Борис Петкер, Михаил Сидоркин, Рина Зеленая, Татьяна Гурецкая, Василий Зайчиков
Режисcёр: Григорий Александров
1674
Режиссер Аркадий Громов для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью ученых – как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, – и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец похожа на прототип своей героини - ученую Института, Ирину Никитину. Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях.

Фрагмент книги Марка Кушнирова «Светлый путь, или Чарли и Спенсер», 1998 год:

В 1947 году Александров начал снимать долгожданную «Весну».

<...>

Еще в силе карточки. Еще пятнают быт неотвязные следы военного лихолетья… <...> Еще роятся на толкучках, вокзалах, по пригородным поездам искалеченные мужики. Еще на станциях и полустанках видны названия – черным по желтому – «кипяток».

И потому, наверно, так хочется весны – настоящей, мирной, беспечной. <...>

<...> Александров отозвался на этот позыв и тоньше, и остроумнее всех – я бы сказал, несравнимо интеллигентнее, – не потеряв при этом «ни грамма» простодушного, увеселительного настроя. Он снял кино про кино. <...> Он снял кино про киношное видение, киношное ощущение жизни – наивное, романтическое, забавное… исконно глуповатое и трогательное вместе. <...>

Все сюжетные перепады, вся фактура ленты состоит из бродячих примет и мотивов, бытующих в кинематографе со времен Мельеса. Но это отнюдь не коллаж цитат. <...> Тут получился некий органичный гибрид лирики и пародии (в том числе и самопародии). <...> Разумеется, в любой комедии, даже сугубо бытовой, есть элемент условности пародийного толка. Но ту пародийность, что в крови александровского кинематографа, не спутаешь ни с какой другой. Каждый аттракцион, каждый образный нюанс, в котором он чувствует возможность патетического (прежде всего патетического) эффекта, он расцвечивает и полирует до блеска почти ненатурального, почти абсурдного. <...>

В опытах Никитиной, <...> кроме чистой фантастики, имелось кое-что злободневное. Американская атомная бомба уже два года тревожила сознание советских вождей. <...> Научный «мотив» «Весны» отдавал осторожным и успокоительным политическим намеком: они укрощают атомную энергию, а мы солнечную, и это будет куда сильнее. Целое скопище ученых мужей, один киношнее (типажнее) другого, красноречиво являло собой – своим количеством и качеством – советскую научную непобедимость. <...>

Барабанно-фанфарная, огнистая, пенисто-карнавальная кода – фирменный знак кинематографа Орловой и Александрова – предстает здесь романтическим, полусказочным путешествием Никитиной в страну «Киноландию».

<...>

Весь этот проход живописует парадный, простодушно-волшебный образ кинематографа – единственно любимый Александровым, единственно его вдохновляющий. И если в этих «картинках» вдруг возникает тень пародии, то совершенно непроизвольно. Просто от чрезмерности, от перебора «красивости» и наивной восторженности. <...>

И недаром ведь так много говорят в «Весне» о побасенках, настойчиво цитируют знаменитый монолог из «Театрального разъезда». Александрову явно дорого это страстное и авторитетное слово в защиту своего жанра.

<...>

Ясно, что и сама «Весна» предлагалась публике как забавная и чуть-чуть поучительная побасенка… <...>

…Но вот в чем фокус: побасенка, «рассказанная» Александровым, – как всякая подлинная побасенка (притча) – оказалась умнее самой себя. Оно и не удивительно. Особенно если сообразить, что это вторая, и последняя после «Веселых ребят», картина Александрова, нимало не замешанная на идеологии – не берущая ее ни в основу, ни вообще в расчет. Ну, верно, капля-другая ее стихийно просачивается, <...> но к сути дела это имеет далекое отношение.

А суть здесь – весна. И не только в природной, погодной своей ипостаси. Но тот благословенный дурман, в котором свободно дышится и думается, в котором отлетают сирены предубеждений и предрассудков, сбывается самое невероятное. Когда оживают надежды. Когда жизнь вновь поднимает голову.

Смотрите также

  • 1970
  • Драма
  • Андрей Кончаловский
  • 98 мин
  • 1966
  • Боевик
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1925
  • Военный, Историческое, Драма
  • Сергей Эйзенштейн
  • 71 мин
Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Звезда «Карнавала» Ирина Муравьева

Актриса, покорившая мир

Мастер жанровой живописи Владимир Маковский

Картины ректора Императорской Академии художеств

Семнадцатилетняя художница Надя Рушева

Первый иллюстратор «Мастера и Маргариты»

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Сходить на показ японского авторского кино, посетить выставку или посмотреть спектакль.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» подобрал самые интересные события Москвы на этих выходных.

Подробнее

Совместный проект ГМИИ имени Пушкина и испанского фонда La Caixa откроется в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть