Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1977
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 157 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Афоня

1975 | СССР | Комедия, Драма, Мелодрама | 87 мин.
В ролях: Леонид Куравлёв, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон, Нина Русланова, Раиса Куркина, Нина Маслова, Алексей Ванин, Савелий Крамаров, Николай Гринько
Режисcёр: Георгий Данелия
5972
«Заметки о режиссере». Нея Зоркая, Андрей Зоркий. Статья из сборника «Георгий Данелия», 1982 год:

«Прекрасный комедийный и характерный актер Леонид Куравлев (Афоня), игравший и предприимчивых жуликов, и знаменитого Робинзона Крузо, и озорных простодушных рабочих парней, на сей раз оказался в довольно затруднительном положении. Афоня, на первый взгляд, точно такой же, что и те, прежние парни-работяги. Веселый. За словом в карман не полезет. Может и выпить. И подраться. Но и работать умеет. <...> И все-таки – не такой.

Иное заметил Данелия в знакомом жизненном типаже. Заметил он, что под радужной оболочкой жизнь Афони пуста, как и его холостяцкая квартира. <...> В Афониной голове не задерживаются сколько-нибудь серьезные мысли о жизни. Да и о чем думать? Есть раз навсегда усвоенная поза разбитного, оборотистого парня. Есть на любой случай готовый набор словечек, острот, «крылатых выражений». Все неприятности – как с гуся вода. Есть еще и сознание некой «дефицитности» своей профессии: ведь жилец беззащитен перед лопнувшим краном или прохудившимся бачком. <...>

Стремясь обрисовать Афоню в натуральную величину, Данелия шаг за шагом следует за своим, словно бы и не ведающим об этом героем. То на танцплощадке заставляет он Афоню томно кружиться в атлетических объятиях накрашенной девицы; то вместе с ним, насвистывая, собирает чемоданчик с инструментом, ровно в 18.00 покидая затопленный подвал дома, где из прорвавшейся трубы хлещет вода, вовсе не считаясь с тем, что Афонин трудовой день кончился; то ведет его на скучнющее собрание, где сонные сослуживцы в сотый раз разбирают проступки Афони и «реагируют» на них… Каждая из подобных сценок сама по себе – великолепная комедийная зарисовка быта, характеров, нравов. И вместе с тем это всякий раз новый точный штрих к портрету киногероя. Данелия умеет почувствовать и обнажить комическое там, где мы, казалось бы, вовсе не ожидаем его встретить.

<...>

Нарисовав меткий и нелицеприятный портрет героя, Данелия задал нам (и прежде всего самому себе) нелегкий вопрос: как быть с Афоней? Как жить Афоне?

На сложные вопросы настоящее искусство <...> не отвечает с категоричностью. Искусство отвечает исподволь. Задумываясь. <...> Подсказывая что-то зрителям и герою. И этот умный, доброжелательный голос авторов мы постоянно слышим в картине. <...> Пижама в горошек, макароны в кастрюле, хоккей по телевизору, получка, добросовестно донесенная до дому, – все это еще не образует полноценной жизни. Иногда человек живет серо, даже когда у него умывальник в «цветочках». Нет, Афонин покой все-таки основательно растревожен авторами фильма. Киногерой понимает в конце концов, что ни с черного хода, ни с порога санузлов не шагнешь к людям. Он видит в конце концов, что не существует и идиллической деревни его детства (в которую можно сбежать от самого себя и от жизни). Ставни опустевшего дома давно заколочены.


Как жить Афоне?

Обычно в комедии трудно приживается лирическая тема – скажем, любовь, изображенная сильно, светло, серьезно, без всяких скидок на комедийность жанра.

Данелия любит вводить в ткань своих комедийных картин подобные «чужеродные мотивы», подчас именно из них извлекая главный смысл происходящего. Так и в этой новой кинокомедии с первых же эпизодов заявлена любовь, как ни странно, испытываемая именно к Афоне. Любовь с первого взгляда, преданнейшая, чистейшая и по-детски упрямая. <...> Любовь, естественно же, не оцененная бывалым Афоней, казалось бы, вообще по странности, случайно залетевшая в этот фильм.

Но с какой же неудержимостью светлого весеннего ливня врывается она в этот фильм – вопреки всем несуразностям, нелепицам Афониной жизни, вопреки его равнодушию и бесчувственности, – <...> что вдруг понимаешь: нет, это не просто «лирическая линия», «сюжетный ход», «мотив». Это и есть та самая, другая, настоящая жизнь, которой позарез не хватает и неустроенному Афоне, и благополучному Коле, и элегантной красавице из «художественных сфер». <...> И когда в финале (пусть с солидным опозданием) поймет это и сам Афоня, кинокомедия кончится, потому что смешное уступит место серьезному, а мелочное, пустое – значительному и настоящему».

Смотрите также

  • 1980
  • Драма
  • Владимир Семаков
  • 63 мин
  • 1955
  • Мелодрама
  • Сергей Юткевич
  • 103 мин
Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Свои программы представят площадки от Калининграда до Камчатки.

Подробнее

На сайте собраны популярные рассказы, а также уникальные биографические материалы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть