Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Кин-дза-дза!

1986 | СССР | Комедия | 135 мин.
В ролях: Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе, Ольга Машная, Ирина Шмелёва, Лев Перфилов, Георгий Данелия, Александра Дорохина, Галина Данелия-Юркова
Режисcёр: Георгий Данелия
9558
«Кин-дза-дза!». В. Михалкович, «Советский экран», 05.1987, №9

«Невероятные, немыслимые события происходят с героем фильма «Кин-дза-дза!» – прорабом Машковым. Жена послала Машкова в магазин за хлебом и макаронами, но до прилавка тот не добрался, а очутился на планете Плюк из галактики Кин-дза-дза. Дело в том, что возле магазина топтался инопланетянин – босой, хотя атмосферные условия не способствовали прогулкам босиком. Машков (С. Любшин) усомнился, что бородатый субъект прибыл из космоса, – счел незнакомца психом и велел Гедевану (Л. Габриадзе), добровольному помощнику, позвонить в «скорую». Пришелец держал в руках немудреную машинку – вроде дефицитной запчасти от автомобиля – и уверял, что машинка способна перенести куда угодно в загадочные межзвездные просторы. Машков, охваченный недоверием, стукнул по машинке и в следующий миг вместе с Гедеваном очутился на планете Плюк, которую, не разобравшись, принял за Каракумы. Поразительные, однако, вещи происходят порой на пути в гастроном. <...>

В двух последних фильмах Данелия тяготеет к герою деятельному, взрывчатому. Такой герой прямо противоположен переводчику Бузыкину из «Осеннего марафона» – мягкому и податливому, как пластилин. Бузыкин всегда был участником чужой игры, каждый управлял им и направлял его, как заблагорассудится. <...> Режиссер и сочувствовал своему герою, и был к нему безжалостен, поскольку не верил, что тот преодолеет свою пластилиновость.

Это неверие, видимо, и продиктовало переход в следующих фильмах к героям деятельным. Их активность даже подчеркнута выбором профессии: центральные персонажи картин «Слезы капали» и «Кин-дза-дза!» – руководители, хоть и небольшого масштаба. <...> Поначалу кажется, что Машков еще дальше ушел от пластилинового Бузыкина: ему уже не нужна сказочная подначка, чтобы выплеснуть свою энергию. И коль скоро авторы фильма перемещают его в космос, то, вероятно, происходит это ради эксперимента – чтобы посмотреть, как поведет себя энергичная личность в среде пассивной, запуганной, корыстной, которая сложилась на планете Плюк, бесконечно далекой от нашего прекрасного мира.

Вояж героя в космос заставляет числить картину по ведомству научной фантастики. В наших фильмах этого рода бытуют два основных типа сюжетов: или персонажи преодолевают внешние обстоятельства, или Океан мыслящей субстанции в «Солярисе» А. Тарковского, как и таинственная «зона» в его же «Сталкере», требовали от тех, кто к ним приближался, внутренней, духовной перестройки. Противоположный вариант фантастического сюжета следовало бы назвать «очистительным». Предельное его выражение – это преобразование жизни в глобальных масштабах на целой планете. <...>

Тирана Туранчокса сыграл актер В. Федоров. Ему же дана эпизодическая роль и в «Кин-дза-дза!»: среди людной толпы персонаж Федорова шествует важно в желтых штанах, которые на Плюке являются знаком принадлежности к высокому социальному рангу. Благодаря одному и тому же исполнителю между фильмами ощущается – может быть, и непредвиденная авторами – связь. Подкрепляется предположение, что приключения прораба Машкова – это еще одна версия «очистительной» фантастики. Предположение заставляет сделать энергичный герой, которому по силам любая перестройка.

Но чем дальше разворачивается действие, тем яснее становится, что «Кин-дза-дза!» далека от «очистительной» фантастики. В одном из эпизодов Машков попадает в ситуацию, о которой мечтали бы ее герои. С оружием в руках он мчится освобождать своих знакомцев Уэфа и Би, но по дороге натыкается на плюканского тирана Пэже, который безмятежно плещется в бассейне, хотя вода на Плюке – в особой цене из-за нехватки. Герой «очистительной» фантастики изгнал бы тирана, провозгласил бы новые – справедливые и благородные – законы, однако Машков, припугнув слегка тирана, устремляется дальше. Глобальные перемены прораба не влекут – затхлую атмосферу иной планеты он не собирается освежать.

Все помыслы Машкова поглощены возвращением домой – к жене Люсе, к походам за макаронами, к лопнувшим трубам на соседнем участке. Лишь на словах герой стремится выглядеть человеком сильным и созидательным. Уэфу, жителю Плюка, на вопрос «Ты кто такой?» он не без гордости отвечает: «Пришелец – прораб», словно обещая, что и здесь, на Плюке, проявит свои организаторские таланты – тоже будет производителем работ».
<...>

Смотрите также

  • 1942
  • Приключения
  • Эраст Гарин
  • 78 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Ролан Быков
  • 86 мин
  • 1967
  • Драма
  • Андрей Смирнов
  • 73 мин
Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Новая интерпретация комедии Николая Гоголя от театра Александра Калягина.

Подробнее

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть