Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Белый взрыв

1969 | СССР | Военный, Боевик | 73 мин.
В ролях: Армен Джигарханян, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Анатолий Игнатьев, Федор Одиноков, Станислав Говорухин, Степан Крылов, Николай Федорцов, Владимир Высоцкий, Николай Иванов, Бухути Закариадзе
Режисcёр: Станислав Говорухин
3760
Фильм Станислава Говорухина по сценарию Эдуарда Володарского. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны в горах Кавказа. Немецкие альпинисты-снайперы из дивизии «Эдельвейс» заняли позицию в горах, с которой обстреливали переправлявшихся через хребет беженцев и раненых. Лейтенант Артем Арсенов (Армен Джигарханян) предлагает решение: подняться на вершину и взорвать шапку снега, чтобы обрушившаяся лавина уничтожила немецкие позиции. Сам он безуспешно пытался покорить эту вершину в довоенное время. Для выполнения задания он набирает группу из шести профессиональных альпинистов, которые с боями и большими потерями забираются на труднодоступную вершину.

Фрагмент статьи Евгения Симонова «Эхо минувшей войны». «Советский экран» №16, 1970 год.


«Отважная шестерка альпинистов вышла на штурм горы.

Для экрана альпинизм — привлекательная и благодарная тема. В любом восхождении вечная и непреходящая тема борьбы человека с природой находит свое особое выражение, изобилует острыми сюжетными и психологическими неожиданностями. Большой знаток альпинизма Н. С. Тихонов писал: “Я считаю этот спорт самым мужественным, полным глубокого, почти философского содержания. Он поэтичен и точен, требует отваги и знаний, способствует развитию чувства товарищества, преданности и высокого патриотизма„.

Быть может, главной бедой кинематографистов, обращавшихся к этой высокой в полном смысле слова теме, было то, что они чаще всего использовали привычные для них сюжеты. Не искали героев в самих горах. А ведь вершины не только оказывают сопротивление человеку, но и учат его.

Альпинизм со дня рождения живет своей, непохожей на другие виды спорта жизнью. Он был и остается вечным поиском путей в незнаемое, порывом к высоте. Год за годом становилось все очевиднее, что альпинистская подготовка нужна не только ради покорения вершин.

… На Красной площади только альпинисты смогли меньше чем за сутки установить первомайское убранство. В Ленинграде одно поколение мастеров маскировало от фашистов купола и шпили, другое — покрывало их позолотой к 250-летию города-героя. Альпинисты работают на скалах плотин будущих ГЭС, укрощают снежные лавины и градовые облака.

Пригодилось их знание гор и в годы минувшей войны. Тогда штормовку инструктора сменили они на куртку офицера ОГСО — отдельных горнострелковых отрядов по обороне перевалов Главного Кавказского хребта.

Об этих днях и поведал нам новый фильм “Белый взрыв„. Его режиссер С. Говорухин уже не раз обращался к теме альпинизма. Предыдущая его работа — фильм “Вертикаль„ — вызвала много критических замечаний. Новый фильм выгодно отличается от “Вертикали„ прежде всего целостностью драматургического повествования.

Фильм рассказывает о людях и событиях, за которыми явственно проступают их прототипы и те события, которые пережили мы в памятном сорок втором. Эвакуация гражданского населения Тырныауза через Бечо; лавина, подорвав которую отряд офицера-альпиниста А. Гусева без единого выстрела сбил с гор фашистский гарнизон; облако, под прикрытием которого сваны-партизаны Г. и Б. Хергиани проникали с тыла к фашистским позициям.

“Хочется сказать несколько теплых слов о наших славных альпинистах, которые сыграли немалую роль в боях на перевалах Главного Кавказского хребта„. Такова оценка участника битвы за Кавказ маршала А. А. Гречко.

Теперь такое теплое слово сказал и экран, воспроизведя один из эпизодов великой битвы. Горы обнажают подлинную сущность людей. это предельно строгий экзаменатор. Когда же горы становятся театром военных действий, они во много крат строже и неумолимей.

В одном из близких к действительности боевых эпизодов и задумали авторы фильма, как в капле воды, сфокусировать несколько дней битвы за Кавказ. Рейхсштандарт со свастикой уже развевался тогда над вершинами Эльбруса. Берлинские газеты ликовали: “Покоренный Эльбрус венчает конец павшего Кавказа„. Фашистские горные егеря захватили нависший над ущельем ключевой перевал. Эвакуируемое из зоны боев население и вступивший в ущелье полк оказались в безвыходном положении. Как освободить путь? Штурмовать его “в лоб„ — значит послать на гибель людей и не добиться успеха. Лейтенант Артем (А. Джигарханян) — альпинист, знание гор подсказывает ему: надо подняться по стене. А там, подорвав снежную шапку (карниз), вызвать лавину. Обрушившаяся стихия сметет вражеский гарнизон.

На стенном маршруте не обойтись без альпинистов. Первый участник штурма найден: боец-сван Шота. Артем видит бело-голубой значок восходителя и на гимнастерке жизнерадостного солдата Коли Спичкина (выразительно сыгранного С. Никоненко). Увы, легкомысленный Коля позаимствовал его. Из всех вершин “восходил„ только на курортно-чебуречную Ай-Петри. Да и штурм стены представляется емусвоего рода “увольнительной„. Но он подрывник, и Артем скрепя сердце включает его в диверсионную группу.

Подключаются в нее и вернувшийся из госпиталя шофер Баранов (А. Игнатьев), медсестра Вера (Л. Гурченко), последним встает в строй зимовщик альплагеря Семен Иванович (Ф. Одиноков), лучше других знающий горы.

И мы видим на экране эпизоды, которые напоминают о том, что героизм не был у нас уделом одиночек. На каждом секторе битвы были свои “дома Павлова„, свои Матросовы.

Трудны военные тропы… помимо того, что учебники зовут «объективными» опасностями гор, на узком карнизе — засада нацистов. И только двум из шести смельчаков — Спичкину и Вере — удается дойти до карниза. Взрыв! Сами горы встают во всей своей возбужденной ярости на осквернившего их врага. Путь к перевалу открыт!

Героическое живет на экране рядом с будничным. Как сказали бы альпинисты, не только общая веревка соединила столь разных людей, но прежде всего единство цели. Но если коллективный портрет выписан убедительно, то отдельные люди, особенно Баранов, Вера, лишены индивидуальности.

Зато „портреты„ Эльбруса, Ушбы, Чегета, других вершин впечатляют. Операторы не показывают их как декорацию, они тоже “действующие лица„. Мы видим их то по-рериховски величавыми, то разгневанными, то оплакивающими павших.

<…>

…Суть…в том мужественном начале, которое заложено в фильме. Сверкающий и зовущий мир вершин еще раз напоминает нам о тех днях, когда народ осваивал родные свои горы, которые снова принадлежат нам навсегда».

Смотрите также

  • 1977
  • Комедия
  • Михаил Швейцер
  • 93 мин
  • 1987
  • Мелодрама
  • Ефим Абрамов
  • 88 мин
  • 1919
  • Драма
  • Дэвид Гриффит
  • 90 мин
Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд.

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть