Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Сашка

1981 | СССР | Военный, Драма | 85 мин.
В ролях: Андрей Ташков, Марина Яковлева, Владимир Симонов, Леонид Ярмольник, Юрий Гребенщиков, Вячеслав Молоков, Любовь Соколова, Николай Волков
Режисcёр: Александр Сурин
3781

Фильм, посвященный участникам Ржевской битвы, вышел на экраны в мае 1982 года. История о рядовом, сумевшем остаться человеком даже в условиях Второй мировой войны, впервые появилась на страницах повести Вячеслава Кондратьева. Писатель же и создал сценарий к картине Александра Сурина.

«Я не побоюсь сказать, что образ Сашки - в свои двадцать лет человека идейного и несгибаемого, дерзкого, храброго, справедливого, неунывающего, - такой образ советского солдата, действующего в самых тяжелых условиях войны и не теряющего на ней ни своих принципов, ни своей человечности, кажется мне существенным приобретением нашей современной военной прозы. Больше того, мне даже кажется, что, не прочитай я «Сашку», мне бы чего-то не хватало не в литературе, а просто-напросто в жизни».

Константин Симонов


Эльга Лындина «Своя чужая боль»

...Писатель Вячеслав Кондратьев пришел в литературу рассказом «Сашка» — рассказом о поколении, опаленном войной. Соглашаясь сниматься в фильме-экранизации рассказа Кондратьева, Андрей Ташков обращался не просто к незаживающей памяти народной. Он еще и протягивал нить, которая исторически связывала его ровесников с их отцами и дедами, солдатами Великой Отечественной. Рассказывая о времени, в котором он не жил, актер искал то главное, что помогло советским людям выстоять в страшной битве, то, чем и сегодня жив дух народа.

Ташков играет молодого солдата Сашку, деревенского парня, которому трудно жить на войне. Не потому, что жизнь его ежесекундно подвергается риску — это он воспринимает как свой прямой солдатский долг. Трудно оттого, что все, связанное с войной — кровь, смерть, гибель товарищей, искалеченная земля, что стелется вокруг, — противоестественно мироощущению и натуре его. Человек рожден для жизни, мирной и доброй, — это солдат России впитал с молоком матери...

История Сашки складывается из его фронтовых встреч и разлук, мгновенных обретений и потерь. Из коротких фрагментов, зачастую резко оборванных эпизодов.


Сашка берет в плен молодого немца — до сих пор он никогда не видел так близко врага. Смотрит на рослого, глазастого парня и чувствует его тайный испуг, смотрит на своего сверстника и пытается понять, кем же был этот парень до того, как взял в руки оружие? Сашка мучительно добирается до тех крупиц добра, которые, возможно, сохранились в душе пленного. Добирается, осознавая, что перед ним, в сущности, обманутый мальчишка, сохранивший свое специфическое представление о солдатской чести. Сашка не может не помочь немцу сохранить жизнь — обещает ему не только от самого себя: так написано в листовке, которую с силой тычет в лицо пленному. Обещано это от имени Сашкиной страны. «Товарищ капитан! Я же ему жизнь обещал сохранить! Товарищ капитан, я ему листовку нашу показывал!» — кричит, молит, протестует Сашка, наделенный врожденной нравственностью и точной реакцией на несправедливость в ее разных обличьях. В ответ комбат велит Сашке расстрелять пленного. Эмоциональный накал игры, острота и темперамент актерской природы Ташкова передают нестерпимую боль. Сцена обретает трагическое звучание, и на расстрел Сашка ведет пленного так, будто приговорили его самого. Одно дело для него — открытый бой с врагом, но как выстрелить в стоящего перед тобой безоружного человека? Того, кому ты обещал жизнь?..

Пластически Ташков рассказывает о герое больше, чем если бы дано было ему говорить: ладная, крепкая фигура Сашки теряет солдатскую выправку, он тяжело переставляет ноги, опали плечи. Нельзя не выполнить приказ командира, но невозможно и выполнить его. Два этих противоборствующих начала живут в душе Сашки, и каждый шаг дается ему с неимоверным трудом. А когда приказ все же будет отменен и разрыдается немец, Сашка тоже заплачет, всячески пытаясь скрыть слезы: негоже солдату плакать! Но он плачет тяжелыми слезами, понемногу успокаиваясь, осознавая, что не дал рухнуть вере другого человека, пусть врага, в справедливость своего народа.

Опубликовано в журнале «Смена», 1986 год.

Смотрите также

  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин
  • 1939
  • Военный, Драма, Мелодрама
  • Виктор Флеминг
  • 222 мин
  • 1973
  • Фантастика
  • Будимир Метальников
  • 76 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть