Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Иван Грозный

Государственный академический Большой театр | 1990 | СССР | Трагедия | 112 мин.
Режисcёр: Юрий Григорович
В ролях: Юрий Владимиров, Людмила Семеняка
991
Запись балета публикуется впервые.

Фрагмент интервью с Юрием Григоровичем (РИА «Новости», 2012 г.):
«Мир балета считает Прокофьева своим автором. И моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например, сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном «фоне» и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет, и еще раз нет – только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня.

Премьера в Москве в Большом состоялась в феврале 1975 года. Танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталия Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Тем же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. В следующем году балет был поставлен в Парижской опере, где встретил такой же громкий прием, и вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре.

В репертуаре Большого спектакль просуществовал по 1990 год включительно, всего было дано 99 представлений, примерно столько же (немногим меньше) – в период гастролей во Франции, Чехословакии, Германии, Англии, других странах». <...>

Фрагмент книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):
<...> «Работая над «Иваном Грозным», хореограф часто повторял фразу, суть которой сводилась к тому, что ему надоело рассказывать «истории». В этой мысли не было отрицания сюжетного балета как такового. Но идеальной формой спектакля представлялась форма его «бессюжетного» состояния. Программная симфония все равно симфония, ибо рассказ сюжета в ней весьма условен. Хореограф жил в то время стремлением отойти в балете от пересказа фабулы, неминуемой иллюстрации ее, в том смысле, что идеальным драматургическим построением спектакля он считал такое, при котором действие не надо было объяснять в программе и при котором зрителю все было бы ясно из самого пластического решения. Не странно ли, но в балетном театре программа с напечатанным либретто является порой чуть ли не главным посредником между нами и сценой?

В «Иване Грозном», а прежде уже в «Спартаке» были найдены эти новые принципы драматургии. Особенно в «Грозном» – этапной в жизни хореографа постановке. Постановке, изгнавшей «литературность» с подмостков балетного театра. Спектакль, в котором сюжетного действия ровно столько, сколько этого требует музыка и сколько его может воплотить танец. Говоря иначе, действие развивалось здесь по законам собственно балетного театра – без примесей иных принципов драматургического построения. <...>

«Литературная» схема спектакля предельно упрощается им, сводится к знакам, обозначениям ситуаций и конфликтов. Балет сочиняется не на бумаге, но на сцене, и сценарий – всего лишь канва, план произведения, который находит свое развитие и углубление в театральной и пластической драматургии спектакля. <...> Названы узловые моменты сюжета, вернее, судеб персонажей. Все остальное мы постигаем из контекста музыкально-пластического и театрального действия на уровне целостной синтетической формы балетного спектакля». <...>

Смотрите также

  • Трагедия
  • Феликс Глямшин
  • 1980
  • 155 мин

Государственный академический Малый театр

  • Трагедия
  • Владимир Василев
  • 1992
  • 120 мин

Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва

  • Трагедия, Комедия
  • Антон Яковлев
  • 2016
  • 190 мин

Государственный академический Малый театр

Прямая трансляция 30 апреля, в 14:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Габриэль Бебешелеа

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть