Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Смерть Пазухина

Государственный академический театр им. Моссовета | 1981 | СССР | Драма | 104 мин.
Режисcёр: Борис Щедрин, Владимир Храмов
Писатель: Михаил Салтыков-Щедрин
В ролях: Николай Афонин, Юрий Беркун, Татьяна Бестаева, Борис Иванов, Ирина Карташова, Геннадий Некрасов, Анатолий Баранцев, Владимир Шурупов, Виктор Гордеев, Олег Щетинин, Алексей Консовский, Мария Кнушевицкая
957
Телеверсия спектакля по одноименной пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Фрагмент репортажа М. Зайонца «Порок будет наказан, а добродетель…» со съемочной площадки телеспектакля для журнала «Телевидение и радиовещание» (1980 г.):
«…Целый год ждут смерти Ивана Прокофьевича Пазухина его наследники и все те, кто надеется не упустить «свое» из миллионного состояния. А умирает Пазухин внезапно, не выдержав известия, что не быть ему надворным советником, умирает, так и не оставив завещания и открывая тем самым широкое поле для хитроумных интриг, подлости и обмана. В конце концов, как и положено, порок будет обязательно наказан. А добродетель… «Где же тут добродетель-то?!» – этот вопрос, обращенный в финале прямо к зрителям, увы, останется без ответа.

В творческом объединении «Экран» идут съемки спектакля Московского академического театра им. Моссовета «Смерть Пазухина». Острая, злая сатира Салтыкова-Щедрина диктует постановщикам стиль скорее остраненный, иронически-условный, чем подробно-бытовой, жанрово-сочный. Поэтому в павильоне ЦТ выстроен небольшой шестигранник, обрамленный колоннами и украшенный старинными подсвечниками. Нейтральная площадка для действия. Всего лишь намек на парадную комнату в барском особняке. Пустые стулья и кресло. На них долго задерживается своим «взглядом» камера – таким будет начало спектакля. И сразу же, неожиданно – сидят на стульях люд. Персонажи спектакля преувеличенно гротескные – типы страшноватые в своем «человеческом» естестве.

Еще одна особенность есть у этого спектакля. Он создавался для Малой сцены театра, специфика которой, несомненно, учитывалась при постановке. В телевизионном варианте спектакля зритель как будто максимально приближен к актерам, но в то же время отстранен от действия. Один из постановщиков – театральный режиссер Б. Щедрин – рассказывает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться; от многого, что было найдено для театра, пришлось отказаться (так отказались от оркестра, который встречал зрителей еще в фойе, вводя их в атмосферу спектакля).

Сейчас с помощью телевизионного режиссера В. Храмова идет поиск новых выразительных средств, новой, уже телевизионной условности. Появились, например, титры, которые, как в немом кино, обозначают место действия и называют персонажей, возникающих на экране; маленькими кусочками снимается сегодня сцена смерти Пазухина: входит чиновник по особым поручениям Разбитной, следует его монолог, обращенный к Пазухину, и неожиданная смерть старика. Камера снимает сначала реакцию Пазухина… слушающих тот же текст Анну Петровну Живоедову… и Настасью Ивановну… и опять крупный план – Леночка… Наконец, поворот камеры – и на экране монитора появляется сам Разбитной… произносящий свой монолог. Потом режиссеры смонтируют эти куски так, чтобы сохранить самый важный закон Малой сцены, основное ее условие – предельную близость к актеру, возможность рассмотреть все мельчайшие нюансы актерского исполнения». <…>

Фрагмент статьи Б. Евсеева «Отходная старому миру», журнал «Театр» (1979 г.):
<…> «Возникает вопрос: почему Малая сцена? Она, мол, для поисков, экспериментов… Именно так случилось со «Смертью Пазухина». Актеры старшего и среднего поколения, увлеченные интересным замыслом постановщика Б. Щедрина, играют ярко, свежо, раскованно, и их дарования раскрылись с новых, неожиданных сторон. <…>

И осуществляется принцип: предельная условность постановки – только самые необходимые детали – при максимальной правде и реалистической достоверности исполнения. <…>

Театр провел большую работу над текстом пьесы. <…> Сделаны существенные сокращения: иначе спектакль заканчивался бы далеко за полночь. <…>

В сатирической комедии, одной из самых беспощадных в русской драматургии, актеры не прибегают к внешнему преувеличению, к заострению и гротеску. Ставка сделана на глубинное постижение характеров. Не изображать, а жить!»

Смотрите также

  • Драма
  • Михаил Патласов
  • 2012
  • 105 мин

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

  • Драма
  • Михаил Али-Хусейн
  • 1992
  • 83 мин
  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1957
  • 86 мин

Санкт-Петербургский академический театр «Балтийский дом»

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть