Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Мещане

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1965 | СССР | Драма | 184 мин.
Режисcёр: Сергей Блинников, Иосиф Раевский, Михаил Кедров, Любовь Федотова
В ролях: Сергей Блинников, Анна Коломийцева, Иван Тарханов, Евгения Ханаева, Анатолий Вербицкий, Михаил Медведев, Клементина Ростовцева, Луиза Кошукова
1774
Пьеса «Мещане» во МХАТе ставилась трижды. Первая постановка относится к 1902 году. Режиссеры – Станиславский и Лужский. В главных ролях – Лужский, Мейерхольд, Книппер-Чехова, Артем, Роксанова. Вторая относится к 1949 году. Режиссировали тоже двое – Блинников и Раевский. Первый играл главную роль, рядом были Коломийцева, Орлов, Ханаева, Анастасьева. И последним пьесу поставил Кирилл Серебренников в 2004 году.

Из диссертации Людмилы Николаевой «Ранняя драматургия М. Горького: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники» (2000 г.):
«Мещане» были первой пьесой Горького, и данный факт сыграл свою роль и в работе автора над ней, и в отношении Станиславского и Немировича-Данченко к драматургическому дебюту «босяцкого» писателя. Горький писал «Мещан» по настоянию Чехова, и, естественно, пытаясь подражать его поэтической манере, учась одновременно и у Художественного театра, и у Чехова, спектакли по пьесам которого уже стали визитной карточкой МХТ. <...>

Узнав о начале репетиций, Горький поспешил выслать в театр свои рекомендации. Однако практически ни одна из них не была принята театром. Более того, после двойной цензорской правки достаточно лихо прошелся по тексту пьесы и режиссерский карандаш: «Перед самой генеральной репетицией Станиславский и Немирович-Данченко сделали вымарки в пьесе, особенно в четвертом акте. Это возмутило труппу, очень преданную Горькому: уж слишком вольно они распоряжались в чужой пьесе», – пишет историк МХАТа О. Радищева.

Тотчас после того, как 28 декабря 1901 года Немирович-Данченко прочел труппе переданную Горьким в театр пьесу «Мещане», возникли споры из-за Нила, в уста которого было вложено столько ярких монологов, многие из которых, правда, исчезли после вмешательства цензуры. «Все сцепились из-за Нила. Разбирали, что он такое», – писала Чехову О. Книппер. Сам Горький, как известно, писал в своих рекомендациях, что в его пьесе «главными фигурами являются – Нил и Поля». <...> «Если Нила будете играть вы, – писал Горький Станиславскому, – это будет превосходно. Кроме вас, никого не вижу. Судьбинин еще. Но я его не знаю и не могу судить, каков он может явиться в этой роли...» <...>

Сам Станиславский был не в восторге от Нила. И просьбу Горького он удовлетворил частично – отдал Нила Судьбинину. <...> Прохладное отношение публики и критики заставило «художественников» усомниться в верности подходов. Постановку сочли неудачной. Выдержав всего 27 представлений, уже в 1903 году спектакль был снят с репертуара. Но, как ни странно, именно в русле их трактовки пьесы ставились многие известные постановки «Мещан» на сценах».

Из письма А.М. Пешкова (М. Горького) Антону Чехову от 22 октября 1901 года из собрания сочинений Максима Горького (т. 28):
«Спасибо за письмо, Антон Павлович! Я очень обрадовался, когда прочитал его, и особенно ужасно доволен Вашими указаниями! Дело в том, видите ли, что пьеса мне не нравится, совсем не нравится, но до Вашего письма я не понимал – почему? – только чувствовал, что она груба и неуклюжа. А теперь я вижу, что действительно Тетерев слишком много занимает места. Елена – мало, Нил – испорчен резонерством. А хуже всех старик. Он ужасно нехорош, так что мне даже стыдно за него».

Из письма М. Горького К.С. Станиславскому, январь 1902 года (Ежегодник МХТ, 1943):
«Главными фигурами являются Нил и Поля. Они оба мало говорят – что поделаешь! – больше говорить им нельзя. Нил – человек, спокойно уверенный в своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки по его, Нилову, разумению. А его разумение истекает из здорового, бодрого чувства любви к жизни, недостатки которой вызывают в душе его лишь одно чувство – страстное желание уничтожить их. Он, рабочий человек, знает, что жизнь тяжела, трагична; но все же – лучше ее нет ничего, а она должна и может быть исправлена, перестроена его волей, сообразно его желаниям. Он всегда спокоен, жесты его округлы, не резки, а грациозны, ибо в каждый из них он влагает силы, – по инстинкту, не больше и не меньше того, сколько следует. Раздражаясь, он говорит твердо, отчетливо, как топором рубит. Его возмущение, его гнев, все в нем здорово, крепко, а не нервно и резко. Он быстро успокаивается, но никогда не уступает».

Смотрите также

  • Драма
  • Борис Мильграм
  • 2006
  • 155 мин

Пермский академический Театр-Театр

  • Драма
  • Юрий Иоффе
  • 1993
  • 110 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Алексей Говорухо
  • 1974
  • 151 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

Прямая трансляция 24 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Фестиваль «Виртуозы гитары». Хосе Антонио Эскобар, Фламенко-трио: Антонио Рей, Мара Рей, Хосе Тривиньо. Музыка Испании и Латинской Америки

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть