Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Отпуск по ранению

Московский драматический театр на Малой Бронной | 1983 | СССР | Драма | 134 мин.
Режисcёр: Александр Дунаев, Владимир Семаков
В ролях: Олег Вавилов, Людмила Богданова, Анна Каменкова, Игорь Янковский, Валентина Грушина, Георгий Мартынюк, Галина Васькова, Елена Дмитриева
661
По пьесе Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению».

Лейтенант Володька, 22-летний московский паренек, с первого дня войны оказался на фронте. Воевал подо Ржевом, заслужил медаль «За отвагу». Летом 1942-го, после ранения и госпиталя, он получает отпуск и попадает на месяц в столицу. Ему бы радоваться, однако юный лейтенант не в силах свыкнуться с обыденной московской жизнью.

Фрагмент статьи «Вячеслав Кондратьев. Проза на фоне театра». Журнал «Театр» (1984 г.):
Корр: ««Сашка» не первое произведение В. Кондратьева, шагнувшее на сцену. Первым был «Отпуск по ранению», существовавший тогда в рукописи. Да и «Сашка» еще был в верстке, когда Кондратьеву позвонили из Театра на Малой Бронной и попросили зайти. Вот таким долгим путем он опять вернулся к тому, с чего начинал много лет назад. Но «Сашку» в то время инсценировать отказался – не видел в нем пьесы, а предложил театру «Отпуск по ранению». Кондратьев написал пьесу по этой своей повести, причем в процессе работы происходило взаимопроникновение прозы и драматургии. Это была не просто инсценировка – создавалась пьеса, которая, в свою очередь, начала влиять на прозу: Кондратьев повесть переработал».

Вячеслав Кондратьев: «В Театре на Малой Бронной пьесу ставил Александр Дунаев. На репетиции я не ходил. Была встреча с актерами перед читкой пьесы, была работа с ними за столом: что-то не понимала Богданова в своей героине (она играла мать), какие-то вопросы возникали у Вавилова (ему поручили роль Володьки-лейтенанта). А вскоре последовало приглашение на первый прогон. Ощущение, которое я пережил, когда на сцене появился Володька-лейтенант в грязном ватнике, когда я увидел остальных своих героев «живьем», можно назвать потрясением. Ради таких потрясений, я считаю, прозаику надо идти в театр. Увидеть героев, которых ты создал на бумаге, во плоти и крови, – чувство ни с чем не сравнимое.»

Олег Вавилов: «Проза Вячеслава Кондратьева была для меня каким-то открытием. Его герои привлекают сердечной ранимостью, незащищенностью, честностью, я бы сказал, болезненной честностью и бескомпромиссностью в нравственных, моральных вопросах. Конечно, он пишет о том, что пережил, может быть, поэтому характеры и ситуации в его прозе и драматургии так точны.

Проза Кондратьева близка театру, но работать над «Отпуском по ранению» было нелегко, хотя Вячеслав Леонидович все время помогал нам. Мы хотели сохранить каждое слово, каждую сцену. <...> Такие роли просто не даются, хотя Володька-лейтенант чем-то близок мне по своему мироощущению, поведению да и по поступкам. Кондратьев скуп на жесты, этим он мне и близок. У него нет битья себя в грудь, нет крика, все запрятано глубоко внутрь. Вот до этого и надо было докопаться, играя Володьку – человека, постоянно находившегося в экстремальных ситуациях и получившего неожиданную передышку в конце весны 1942-го. <...>

Каждый год, это уже стало традицией, мы играем «Отпуск по ранению» 9 мая, в День Победы. На него идут и ветераны, и люди среднего поколения, и те, кто о войне знает лишь понаслышке. И в этот день как-то особенно ощущаешь дыхание зрительного зала и играешь на каком-то подъеме.

И «Отпуск по ранению» пошел широко, во многих театрах, и, естественно, автор видеть все постановки не мог». <...>

Вячеслав Кондратьев: «Я могу только повторить то, о чем уже однажды писал, делясь своими театральными впечатлениями как автор и как зритель. <...> Сама война была трагедией народной, и она коснулась всех: и тех, кто был на фронте, и тех, кто остался в тылу. Благодаря такому прочтению повести ее сценическая версия приобрела какую-то большую для меня значительность и глубину, стала объемнее, что ли. Слово, насыщенное мыслью и чувством и произнесенное в театре, обладает сильным воздействием. Здесь я почувствовал, как слово стало весомее и многозначнее. Актеры просто говорили обычными человеческими голосами, но интонации были точны и за каждой фразой чувствовалась судьба, там играла каждая пауза и было понятно, о чем думают герои. И вот это меня просто потрясло - простота и естественность постановки».

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Покровский
  • 1987
  • 140 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1978
  • 151 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Светлана Врагова
  • 2012
  • 126 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть