Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Петрушка

Государственный академический Большой театр | 1964 | СССР | Комедия | 42 мин.
Режисcёр: Михаил Фокин
В ролях: Людмила Семеняка, Вячеслав Елагин , Михаил Цивин
1683
Фрагмент статьи Татьяны Кузнецовой «Сто лет возрождений» в газете «Коммерсант» (2010 г.):
«Петрушка» – один из самых успешных спектаклей дягилевских «Русских сезонов». <…> Будущий шедевр рождался в 1911 году в Театре Костанци (ныне – Римская опера), где дягилевская труппа прокатывала свой прошлогодний репертуар. Рождался в адском цейтноте и немыслимой обстановке. «Петрушка» и еще два новых балета уже были анонсированы в июньских парижских афишах, а между тем их еще не существовало вовсе: труппу для репетиций Фокин получил только в апреле. Балетмейстер не знал, за что хвататься, сцена была вечно занята, для репетиций отрядили загроможденный подвал, в котором стоял постоянный грохот от монтировочных работ, так что музыку почти не было слышно. Что, впрочем, не сильно усложняло дело, так как артисты, навербованные с бору по сосенке, все равно не улавливали тех рваных ритмов, которыми Стравинский наполнил народные сцены своего авангардного балета. Дягилев злился, Фокин нервничал, в сердцах бросал партитуру на пол. Балет тем не менее постепенно обретал танцевальную плоть.

В Париже постановочный кошмар вошел в завершающую стадию. На загроможденную декорациями сцену театра Шатле (Бенуа воспроизвел масленичное гулянье в Петербурге во всех деталях – с каруселями, качелями, балаганами, торговыми лавками) вдобавок к четырем десяткам артистов пригнали полсотни статистов. Каждому из них Фокин выдал персональное задание – куда двигаться, как пританцовывать, на что реагировать, как себя вести – и умудрился за две репетиции превратить неуправляемую орду в живописных петербуржцев, буйно провожающих Масленицу.

На премьере, научившись не слушать, а просчитывать музыку Стравинского, выплясывали пьяные купцы с цыганками, рослые кучера заигрывали с полнотелыми кормилицами, шествовали барыни с приживалками, шастали нищие, маршировали кадеты, шатался дрессированный медведь, откалывали коленца ремесленники, носились ряженые – и непостижимость зимнего Петербурга сразила летний Париж. Но экзотика массовых сцен, обрамлявших две центральные камерные, померкла перед кукольной трагедией, разыгранной блистательными солистами: Карсавиной, станцевавшей глупышку Балерину, флиртующую с вальяжным тупым Арапом, и Нижинским – Петрушкой, исполнившим, может быть, главную роль своей жизни. Во всяком случае, в последующие сто лет только ленивый не отождествлял инфернального Фокусника, дергавшего за невидимые ниточки своих танцующих кукол, с Сергеем Павловичем, а забитого, трогательного, чувствительного Петрушку – с первым танцовщиком его труппы. Примерно так свою роль воспринимал и сам Нижинский, хотя прямых свидетельств на этот счет не оставил, разве что в дневниках, написанных им в разгар болезни, именовал себя «клоуном Божьим». Фокусник – Дягилев тоже догадывался о судьбоносности фокинского балета: спустя 17 лет после премьеры именно он привез сумасшедшего Нижинского на очередное представление «Петрушки» в надежде, что шок, вызванный любимым спектаклем, вернет ему рассудок.

Рассудок не вернулся, а балет выжил и без Нижинского. Обожаемый публикой, он продержался в репертуаре дягилевской труппы до самой смерти ее гениального создателя. Затем «Петрушку» унаследовали компании, возникшие на руинах «Русских балетов»; в одной из них, руководимой Рене Блюмом, спектакль в 1937 году возобновлял сам Фокин. От этой постановки и ведет свою родословную американская версия «Петрушки»; именно в ней, ломая свой нрав и актерскую природу, сыграл униженного маленького человека гордец Рудольф Нуреев.

В советской России «Петрушка» впервые появился в 1920 году: на сцене бывшего Мариинского театра его восстановил бывший участник Дягилевских сезонов Леонид Леонтьев. Балет, однако, не прижился: дореволюционное жирное масленичное гулянье в голодные годы пришлось не ко времени, как, впрочем, и тема забитого жизнью маленького человека. И лишь в оттепельном 1961-м, к своему 50-летию, «Петрушка» возродился в Ленинграде усилиями балетмейстера Боярского. Эту версию неоднократно ставили в обеих столицах – обычно к юбилейным «сезонным» торжествам. С почтением к признанному шедевру на главные роли назначали лучших артистов: в Большом, например, «Петрушку» танцевали Владимир Васильев с Екатериной Максимовой, Людмила Семеняка, Ирек Мухамедов. Но, несмотря на все старания, репертуарным хитом исторический спектакль не стал, сохранив лишь музейное обаяние».


Смотрите также

  • Комедия
  • Сергей Образцов
  • 1984
  • 65 мин

Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова

  • Комедия
  • Сергей Арцибашев
  • 2004
  • 119 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Владимир Иванов
  • 2016
  • 175 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Герой совесткой комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Фестиваль русской культуры пройдет в Азии, Европе и Америке.

Подробнее

Литературная премия «Лицей» будет вручаться авторам моложе 35 лет.

Подробнее

Награждение турецкого писателя литературной премией.

Подробнее

Новая интерпретация комедии Николая Гоголя от театра Александра Калягина.

Подробнее

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть