Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Печка на колесе

Государственный академический театр им. Моссовета | 1985 | СССР | Комедия | 100 мин.
Режисcёр: Борис Щедрин, Александр Покровский
В ролях: Наталья Тенякова, Юрий Кузьменков, Галина Дятловская, Леонид Евтифьев, Виктор Гордеев, Анатолий Баранцев
1172
Из статьи Николая Николаева в газете «Рабочий путь» (18 февраля 2011 года):
Еще в 1985 году столичный Театр имени Моссовета поставил очень смешной и трогательный спектакль по пьесе Нины Семеновой «Печка на колесе». Нина Артемовна – известный прозаик и драматург, член Союза писателей РФ, лауреат Всероссийской литературной премии А.Т. Твардовского. Героиня комедии – мать пятерых детей, телятница Фрося – живет в неперспективной деревне и не хочет покидать родной дом – «печку на колесе». Главную роль тогда сыграла популярная актриса Наталья Тенякова. С тех пор эта пьеса «прокатилась» по всей планете. Ее с удовольствием смотрели зрители в Японии, Греции, Чехословакии, Болгарии и других странах.

Фрагмент из статьи Сергея Муханова «Однажды в Смоленске. Гастроли театра «Модернъ» в «Смоленской газете» (2011 г.):
Наталья Тенякова: «Проходит 30 лет, и вдруг Борис Щедрин зовет меня, а с ним мы уже работали… У вас здесь была замечательная писательница, драматург Нина Семенова, она написала пьесу «Печка на колесе» – восхитительную, просто восхитительную, – и мы эту пьесу тогда делали в Театре Моссовета с Борисом Щедриным. Она пригласила актеров и режиссера в Смоленск, отвезла в деревню, показала настоящий деревенский быт, поскольку все мы горожане… Это была замечательная поездка, и я тогда полюбила ваши края».

Наталья Тенякова: «Мне роль не давалась, а я поехала за дочкой в деревню, и там была соседка, которая говорила так, как моя Фрося-телятница, которую я никак не могла уловить со своей городской речью. Потом и роль пошла».

Фрагмент из книги А.А. Якубовского «Профессия: театральный критик» (2008 г.):
Резкая комедийность «комедии-лубка» Н. Семеновой «Печка на колесе», доведенная режиссером Б. Щедриным до бравурного звучания, казалось бы, не предполагала обнаружения в пьесе звонкой поэтической ноты, рождение волнующего спектакля. Однако актриса Н. Тенякова вносит в постановку такую меру подлинности чувств, такую сердечность, что меркнет комическое окружение ее Фроси и в полную силу начинает звучать всем понятная, близкая и живая тема трудного женского счастья.

Фрагмент статьи Ивана Пырха «Кое-что насчет охоты. На житейских перекрестках» в газете «Труд» (1996 г.):
Еще до перестройки смоленская писательница Нина Семенова сочинила весьма оригинальную пьесу «Печка на колесе». Дома Нине Артемовне явно не повезло: Смоленский драмтеатр раньше других начал было работу с «Печкой», но вскоре отступился под давлением областных руководителей культуры и «кураторов» из обкома партии. Им показалось, видите ли, что писательница очерняет процветающую советскую деревню, опошляет образ смоленского крестьянина.

Между тем опубликованная «Печка на колесе» заинтересовала Театр им. Моссовета. Нину Семенову пригласили в Москву, там начались репетиции. Когда время приблизилось к премьере, труппа актеров пожелала окунуться в смоленскую глубинку – поговорить с реальными героями, подышать воздухом глубинки, хотя бы в какой-то мере познать уклад деревенской жизни. Писательница жила рядом с поселком Даньково, центральной усадьбой починковского колхоза «Заря», хорошо знала его председателя Александра Игнатенкова. С ним и договорилась о приеме артистов.

Александр Сергеевич, человек широкой натуры, обязательный и внимательный, встретил московских гостей радушно. Помимо всего прочего, что принято у хлебосольного хозяина, он познакомил актеров с доярками, механизаторами, пенсионерами, показал все хозяйство. Сам водил их по фермам и подробно рассказывал, как что делается и для чего. Коснулся даже таких технологических нюансов, о которых, может, и не следовало говорить. На ферме искусственного осеменения какой-то дотошный артист, увидев среди большого стада коров нескольких быков, спросила: они-то зачем здесь?

– А для того, чтобы коровам кое о чем напомнить, – бесхитростно ответил Александр Сергеевич. – У нас применяется та же технология, что и в развитых странах. Быка пускают в коровьи стада, которые готовят к искусственному осеменению, не для исполнения прямых природных обязанностей, а чтобы настроить коров на принятие элитного семени. Чтобы они, как у нас выражаются, в охоту вошли...

Эта экскурсия, устроенная А. Игнатенковым для московских артистов, имела неожиданное продолжение. В день премьеры спектакля «Печка на колесе» в фойе театра были выставлены предметы крестьянского быта, снопы льна, ржи, ячменя и других зерновых культур, а также картины и фотографии на сельские темы. Помимо того, из репродукторов лились русские народные песни, лирические мелодии и... слова Александра Сергеевича Игнатенкова о коровах, что «в охоту вошли», и прочие его пояснения (кто-то из артистов записал его рассказ на магнитофон). Режиссер спектакля полагал, что пришедший на премьеру столичный бомонд таким образом можно настроить на определенную волну восприятия своеобразной пьесы на деревенскую тему. <...>

Фрагмент статьи Натальи Егоровой «Печка на колесе» в газете «Завтра» (1996 г.):
<...> На фамилию Семенова вся страна оборачивалась с веселой улыбкой: «А, Нина Семенова! Знаем! Это же «Печка на колесе!» Искрометная, талантливая «Печка на колесе» прокатилась шумным балаганчиком по стране, покорила по пути ни во что не верящую Москву, надменный Питер, златоглавый и тогда еще казавшийся русским Киев, объехала много стран и завершила свое триумфальное шествие на подмостках японских театров. Чем привлекла эта работа внимание русской и зарубежной публики? Банальным, неприукрашенным русским горем. Смешным – до умопомрачения. Смешным и горьким, как все, о чем писала Нина Семенова.

Давайте хотя бы сегодня отвернемся от мутного экрана телевизора и окунемся в своеобразный и яркий мир семеновских пьес. Внимание! Занавес! Да какой там занавес – занавеска, сшитая из потрепанных, затоптанных, но все еще ярких лоскутов русского бытия. На сцене – комедия-лубок. Вековечная русская деревенская разруха.

Посреди пустынного поля стоит хата, посреди хаты – печка на колесе. Хлопочет вокруг нее доярка Фрося. Муж у нее пьет так, что только этой самой печки из дома вынести не может. А на печке – дети. Да так их много, да такие они маленькие, что одно им название – «черепки». Проплывают тихие прозрачные тени деревенских старух. Пьяные мужички растаскивают на части то трактор, то сельсовет. Как гром с неба, падают на вымирающую деревню обкомовские демократы и тут же растворяются без следа в веселом до слез пьяном русском карнавале.

Именно – карнавале. Редкое для сегодняшнего дня владение народной смеховой культурой резко выделяло Нину Семенову среди всех современных драматургов. Не передергивание, не ерничанье, не «сарказм», не злобная, выскочившая из глубины замутненной души насмешка – нет, здесь стихия доброго, безоглядного, все преображающего карнавального смеха. Смеха древнего и молодого, как сама Русь. <...>

Смотрите также

  • Комедия
  • Сергей Образцов
  • 1973
  • 91 мин

Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова

  • Комедия
  • Юрий Соломин
  • 2013
  • 147 мин

Государственный академический Малый театр

  • Комедия
  • Владимир Кусов
  • 1971
  • 55 мин

Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть