Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Победительница

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета | 1989 | СССР | Драма | 106 мин.
Режисcёр: Игорь Владимиров, Ольга Соковых
В ролях: Елена Соловей, Александр Блок, Кирилл Датешидзе, Светлана Письмиченко, Андрей Данилов, Анна Мазур, Илья Варухин, Лариса Леонова, Сергей Кушаков, Анна Алексахина
952
Фильм-спектакль по одноименной пьесе Алексея Арбузова.

Из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века» (2009 г.):
«Пьеса Арбузова «Победительница» не случайно имела рабочее название «Таня-82». Ее героиня Майя Алейникова, процветающая деловая женщина, по существу, «анти-Таня», так как превыше всего в жизни ставит свое дело и на пути к достижению цели не останавливается ни перед чем.

По жанру эта пьеса представляет притчу-исповедь женщины, которая, «земную жизнь пройдя до половины» (наступательно, победно, достигнув высот карьеры и всеобщего одобрения своей «чисто мужской хватки»), вынуждена признать эту свою жизнь «проигранной». На пути к «вершине» Майя (третий человек в институте, в руках которого сосредоточены все административные дела) в погоне за «синей птицей» удачи растоптала, предала любовь Кирилла – самое дорогое, как оказалось впоследствии, в ее жизни. Едва не разбила семью своего учителя Генриха Антоновича, не любя его, а исключительно из желания «подстраховаться», укрепить свои позиции. Из карьеристских соображений отказалась иметь ребенка, совершить «лучший поступок женщины на земле». Она не умеет любить, не умеет дружить, неизменно подчиняя окружающих своей эгоистической воле, не считаясь с их личностью.

Воспоминания о Кирилле прерывают диалоги героини с людьми из нынешнего ее окружения, в обществе которых она отмечает свой сорокалетний юбилей: Зоей, Полиной Сергеевной, Игорем Константиновичем, Марком. Она виновата перед ними всеми, но перед Кириллом больше всего, и память неотступно казнит ее за давнее предательство. «Я думала, что и не вспомню его никогда, а теперь…». Каждый из персонажей дает ей почувствовать, что «жестокие игры» неизменно отзываются на судьбе «игрока». «Не огорчайтесь, – не без иронии замечает Игорь Константинович на признание Майи в ее неспособности к кулинарии. – Нельзя одерживать победы на всех фронтах сразу». Полина Сергеевна напоминает Майе, что когда-то она действовала жестоко, но в расчете по крайней мере «небеса штурмовать», то есть из увлечения высокой наукой, а вылилось все в удовлетворенность административной властью. Но резче всех бьет по ее честолюбию и нынешним триумфам Марк Шестовский, журналист, с которым она захотела вдруг однажды «отдохнуть» от жизненного марафона, построить «тихую пристань» и чья любовь к Майе была преданной и молчаливой. Он не может ей простить, что она отказалась родить ребенка только потому, что «назревали события в институте». <...> Марк первый и единственный прямо и недвусмысленно говорит ей о том, в чем она в течение двадцати лет боится признаться себе: она предала Кирилла. «Как легко и просто ты расправилась с этим мальчиком. Но так и не призналась себе до конца в преступлении. А оно было совершено!» И если Майя где-то, иронизируя над своими победами («все одерживаю победы, все одерживаю…»), еще как-то щадит себя (не пригласила на свой юбилей из всех свидетелей своей карьеры лишь Кирилла), то Марк достаточно беспощаден, начисто снимая со слова «победительница» его прямой, неиронический смысл: «Неясно только, к чему ты затеяла этот юбилей. Что хотела доказать? О каких доблестях жизни собиралась поведать? Что ты стала деловита и смекалиста? И что твой женский ум почти не уступает нынче мужскому разуму? И в делах административных нет тебе равных? Какое великое достижение – наконец-то перестать быть женщиной!» <...>

Автор, как никогда, суров к своей героине. Когда-то она предпочла «золотую карету» вместо той жизни, о которой мечтал Кирилл: «Обещаю тебе неспокойные дни – горе и счастье, радость и печаль». Теперь бы она многое отдала, чтобы вернуть прошлое. Но…<...> она безнадежно опоздала на давно назначенное свидание с Кириллом. Да оно и не могло состояться: Кирилл погиб».

Великий советский сказочник Арбузов принес в театр новую пьесу «Победительница», в которой Владимиров предложил мне главную роль. Прочитала и пришла в ужас: не героиня, а монстр какой-то, я вообще не понимала, как к ней подступиться. Но на семейном совете мы решили: «Если уж падать, то с большой высоты».
Главная роль в театре – это страшно. Драматической актрисой я себя совершенно не ощущала. Но Игорь Петрович выстроил спектакль так, чтобы не ущемлять мою индивидуальность, проявлял огромное терпение, помогал на репетициях. В итоге «Победительница» шла с аншлагами, мы играли ее даже на стадионах, публика валом валила, чтобы посмотреть на живую «рабу любви».

Елена Соловей, актриса

Смотрите также

  • Драма
  • Сергей Бобровский
  • 2010
  • 114 мин

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого

  • Драма
  • Андрей Гончаров
  • 1979
  • 136 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Олег Скивко
  • 2012
  • 109 мин

Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть