Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Поднятая целина

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина | 1971 | СССР | Драма | 173 мин.
Режисcёр: Борис Равенских, Валерий Горбацевич
В ролях: Юрий Горобец, Афанасий Кочетков, Роман Вильдан, Юрий Ильчук, Алексей Локтев, Тамара Лякина, Николай Прокопович, Владимир Сафронов, Владимир Торстенсен, Юрий Фомичёв, Вильгельм Косач
736
Телевизионная версия спектакля по одноименному роману Михаила Шолохова.

Лауреат Нобелевской премии (1965) М.А. Шолохов – всемирно признанный писатель ХХ века. Его книги переведены на многие иностранные языки, а некоторые зарубежные критики ставили писателя в один ряд с русскими классиками. Например, английский писатель А. Макдонелл так отзывался о романе Шолохова: «Поднятая целина» – великая книга, самая значительная о сердце юга России, появившаяся после смерти классиков».

Творчество писателя оказало большое влияние на советский театр и кинематограф. По его произведениям снимали фильмы и ставили спектакли.

Роман «Поднятая целина» рассказывает о деревне и первых годах коллективизации. Сразу после выхода книги в свет началось ее «триумфальное шествие» по театрам Советского Союза и зарубежных стран.

Из книги И. Михайловой «Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра» (1969 г.):
<...> «Борис Равенских и его помощники в Театре имени А.С. Пушкина В. Успенский и А. Силин долго работали над «Поднятой целиной». Без конца переделывали инсценировку П. Демина, вписывали в нее из романа новые сцены, сокращали и укладывали на действенную, драматическую основу ставшие в инсценировке почти эстрадными трюки деда Щукаря, возвращались к шолоховскому тексту. Выросло в новом тексте значение образов трех коммунистов – Давыдова, Нагульнова, Разметнова. Более объемным стал характер Варюхи-Горюхи. Принципиальной удачей этого варианта стало то, что его смысловым стержнем оказалось партийное собрание гремяченской ячейки – строгий, умный разговор о партии, который поднимает на этом собрании народ.

Б. Равенских – режиссер, умеющий ощущать и использовать сценическое пространство, лепить мизансцены своих спектаклей броско, скульптурно, красочно. <...>

Крутые валы земли заалели яркими околышами казацких фуражек, расцвели нарядными бабьими платками, огласились девичьим смехом и басовитым гулом мужских голосов. <...>

Но живописность, присущая творческому почерку Равенских, не обернулась, как это часто бывает, самоцелью. Напротив, характеры героев стали еще ярче, психологически убедительнее – подчеркнутые и укрупненные общей масштабностью и красочностью картины.

Давыдов и Нагульнов – люди разных и вместе с тем сходных в чем-то характеров. Мальчишески доверчивый, мягкий Семен Давыдов – его тонко играет Ю. Горобец – может ласково обнять только что нахамившего ему Устина, душевно заглянуть в глаза и тихо попросить: «Ступай косить? А?» – так, что трудно ему отказать. Но так же, как яростно штурмующий жизнь Макар Нагульнов (эту роль отлично исполняет В. Кочетков), так же, как и Макар, тихо улыбчивый Давыдов становится человеком железной твердости, когда дело касается самого для него дорогого – коммунизма, народного интереса, успеха основанного ими колхоза.

Оба – и бешено сверкающий глазами, трогательно чистый в своей одержимости революцией Макар, и лирически задумчивый путиловский паренек Семен – без лишних слов, без позы и сумятицы отдают свою жизнь на созидание прекрасного народного будущего. <...>

Очень интересно был раскрыт режиссером в его личных взаимоотношениях с людьми и Нагульнов. Этот железный мужик на самом дне своей души прятал неистребимую любовь к Лушке. Ни интонацией, ни взглядом не обнаруживал он мужскую ревность к Давыдову. <...>

Большое место уделено в спектакле лирической истории Варюхи-Горюхи, искренне и мягко сыгранной актрисой Т. Лякиной. Варька входит в этот спектакль, как негромкая ласковая песня, как Аленушка или Марьюшка из старой русской сказки. И хотя никакой внешней красотой не наделили режиссер и актриса эту худенькую, неприметную сразу девушку, есть в ней внутренний нерв и такая беззаветная решимость, что расстаться с ней в конце спектакля и жалко. <...>

Б. Равенских сознательно сузил поле деятельности деда Щукаря. Это не значит, что образ Щукаря потускнел и сник. Нет, Н. Прокопович играет шолоховского героя с завидным комедийным темпераментом, заразительно и хлестко. Но поскольку в этой постановке не менее темпераментно и ярко, чем дед, живут и действуют Давыдов с Нагульновым, поскольку в ней бьется лирический родничок Варькиной судьбы, Щукарь оказывается тем, чем он и должен быть, – красочно написанным и сыгранным, но далеко не главным лицом. <...>

Верно и то, что театр увидел в этом характере не только скоморошье начало, но ощутил задатки искренней, мягкой человечности. Недаром в скорбном финале спектакля самой сильной фигурой наряду с Варюхой-Горюхой стал безмолвно плачущий Щукарь. Внезапное горе надломило сухонькие плечи озорного деда. «Подкосили, подкосили меня Макарушка с Давыдовым», – и его подслеповатые, без удержу точащие слезы глаза, так же как хрупкая фигурка Варьки, приникшая к вершине надгробного холма, вносят в прощальный эпизод заряд искренности, подлинного, не театрального, горя. <...>

Многими компонентами сценической выразительности радует спектакль Б. Равенских. Здесь и обилие чисто режиссерских находок, и не однажды уже упомянутое великолепное декоративное оформление постановки художника Е. Коваленко, которое с самого раскрытия занавеса заставляет зрительный зал ощутить мощную твердь вольных донских степей. Передает драматизм шолоховской эпопеи песня Б. Мокроусова, написанная для хора и возникающая в наиболее патетических местах спектакля; подлинными народными интонациями отзываются и немногочисленные попевки, умело вкрапленные в общую ткань постановки».

Смотрите также

  • Драма
  • Игорь Ильинский
  • 1973
  • 38 мин
  • Драма
  • Александр Покровский
  • 1987
  • 140 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Яна Тумина
  • 2010
  • 97 мин

Большой театр кукол

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть