Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Рамаяна

Российский академический молодежный театр | 1976 | СССР | Мелодрама | 104 мин.
Режисcёр: Валентин Колесаев, Владимир Граве, Геннадий Печников
В ролях: Геннадий Печников, Маргарита Куприянова, Иван Воронов, Борис Чукаев, Галина Степанова, Валерия Меньковская, Владимир Полупарнев, Юрий Лученко, Михаил Андросов, Татьяна Струкова, Нинель Терновская, Юрий Савич
935
Фрагмент статьи Индиры Валеевой, опубликованной в газете «РАМТограф» (2010 г.):
«Спектакль «Рамаяна» был поставлен по пьесе известного индолога Натальи Гусевой. «Рамаяна», что с санскрита переводится как «сказание о Раме», – древнеиндийский эпос, один из священных текстов индуизма.

Действие легенды происходит более двух тысячелетий назад. Рама – это седьмая из десяти аватар (воплощений) бога Вишну. Однако Рама не только эпический герой, научные исследования говорят, что он правил в Индии в VI веке до нашей эры. «Рамаяна» состоит из семи книг и 500 песен.

Постановщиком пьесы стал Валентин Колесаев. Режиссером и исполнителем бога-царя Рамы – Геннадий Печников. «Появлению спектакля предшествовало два главных события: победа Советского Союза в Великой Отечественной войне и освобождение Индии от колониального рабства в 1947 году, чему способствовала политика СССР. Россия всегда поддерживала борьбу за свободу и независимость Индии. И это всегда оценивалось высшими государственными руководителями Индии – Махатмой Ганди, Пандит Неру, Индирой Ганди. <...>

В то же время было основано Общество советско-индийской дружбы. После спектакля наш театр стал коллективным членом общества, а меня избрали вице-президентом. Театр наш был на подъеме. Мы оказались впередсмотрящим властителем дум молодежи, – рассказывает Геннадий Михайлович Печников, для которого «Рамаяна» стала первой режиссерской работой. – Так вот, встал вопрос о том, как нам делать спектакль. Индийский театр на много веков старше русского. Но он имеет свою специфику танцевального театра. И мы не могли так просто взять и перенять тысячелетние традиции. Но нам хотелось сохранить аромат и традиции индийского театра, основанные на музыке, танцах, пении. Постановки «Рамаяны» с древности и до сих пор идут не только в Индии, но и в странах, исповедующих индийскую культуру: Индонезии, Непале, Камбодже, Таиланде и других.

Мы пошли по пути сочетания индийских традиций и традиций русского драматического театра, школы художественного театра. Как известно, русский театр со времени своего появления в XVIII веке шел по линии углубленного реализма. Актеры должны не только играть, но жить, проживать сердцем.

Мы решили: будем играть по-русски! И это оказалось настолько верным, потому что многие детали и эпизоды были насажены на этот принцип, и мы от этого выиграли.

Приведу такой пример. Царь Джанака объявил о состязании женихов на получение руки Ситы, своей дочери. Условие состязания было таким: кто поднимет лук Шивы, натянет тетиву и сломает его, тот получит руку Ситы. Приехали женихи со всей Индии. Один подошел, другой – никому не удается выполнить задание. Кто-то струсил. И вот подходит Рама.

Я видел индийские танцевальные спектакли по «Рамаяне». Как они изображают эту сцену? Подходит Рама и в танце поднимает лук. Легко, как перышко. Я подумал: «Нет, раз уж мы играем по-русски, то нужно проживать». И я подходил и поднимал лук так, как тяжелоатлет поднимает штангу. Была всегда тишина в зале, и я тужился, у меня пот струился от напряжения, но потом я все же поднимал его под взрыв аплодисментов. Особенно жаркие аплодисменты были в этот момент во время наших гастролей в Индии!

А второй момент – индийская специфика спектакля. Мы сделали музыкальную пантомиму. Перед каждым эпизодом шла танцевальная интермедия. <...> Эта работа постановщиков танцев В. Бурмейстера и Л. Грикуровой была очень высоко оценена. Наш композитор Сергей Артемьевич Баласанян дал индийскую интонацию, и сделал это очень удачно.

Костюмы были выполнены талантливым главным художником театра Борисом Кноблоком. А индийские сари у нас были самые настоящие, нам их подарило посольство Индии. Жена посла госпожа Менон бывала на репетициях и учила наших актрис носить сари. Вообще сари – это удивительная вещь! Кусок материи 5 метров, а надевать и носить его – это большое искусство». <...>

Работа над «Рамаяной» связала Геннадия Михайловича с Индией на всю жизнь. Сыграв главного героя индийского фольклора царя Раму, Печников стал героем не только советских зрителей ЦДТ, но и всех индийцев. В 1961 году во время своего последнего приезда в СССР премьер-министр Индии Джавахарлал Неру узнал, что в ЦДТ идет спектакль «Рамаяна». Чтобы увидеть постановку собственными глазами, он отменил запланированное мероприятие и после просмотра спектакля встречался с участниками спектакля.

«Неру очень понравился спектакль. На вопрос нашего посла Ивана Бенедиктова «Вам понравился спектакль?» он ответил: «Да, очень. Ваши артисты играют лучше, чем наши». И мне он сказал, пожимая руку: «А Вы – Рама. Настоящий Рама. Вы – наш Рама!»

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Владимир Васильев
  • 1978
  • 70 мин

Государственный академический Большой театр

  • Мелодрама
  • Николай Сличенко
  • 1972
  • 86 мин

Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн»

  • Мелодрама
  • Наталья Касаткина
  • 1993
  • 118 мин

Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть