Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Свадьба Кречинского

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина | 1953 | СССР | Комедия | 152 мин.
Режисcёр: Алексей Золотницкий, Василий Ванин
В ролях: Евгений Агуров, Марина Кузнецова, Ольга Викландт, Борис Смирнов, Михаил Названов, Павел Тарасов, Георгий Петровский, Степан Бубнов, Вячеслав Новиков, Юрий Фомичёв
759
«Каким образом мог я писать комедии, состоя под убийственным обвинением и требованием взятки в 50 тысяч рублей, я не знаю, но знаю, что написал Кречинского в тюрьме», — вспоминал Александр Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского» (завершенная в 1854 году и ставшая первой частью трилогии, которую составят также пьесы «Дело» и «Смерть Тарелкина») создавалась в нелегкое для автора время. Его возлюбленная, француженка Луиза Симон-Деманш, была убита в Москве в 1850 году, и обвинение в конце концов пало на Сухово-Кобылина. Многолетнее следствие, два ареста — а тут пьеса, да еще дебютная, и к тому же комедия. Цензура ее приняла не сразу. Но «Свадьба Кречинского» — история несостоявшейся женитьбы в доме помещика Петра Константиновича Муромского, центральным персонажем которой был картежник Михаил Васильевич Кречинский, а в общем история быта и нравов — была с воодушевлением принята в обществе. Уже в 1855-м ее сыграли в Малом театре, а следом, в 1856 году, — в Александринском. Сама драматическая трилогия, названная «Картинами прошедшего», полностью будет опубликована в 1869 году.

На сцене Театра им. Пушкина «Свадьбу Кречинского» в 1951 году поставил Василий Ванин. Он же сыграл там одну из центральных ролей — Ивана Антоновича Расплюева, приятеля Кречинского. Но в видеоверсии спектакля, сделанной режиссером Алексеем Золотницким в 1953 году, Расплюева уже играет Павел Тарасов. Ванин в «Свадьбе Кречинского», занимавший с 1949 года пост художественного руководителя Камерного театра (в 1950-м переименованного в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина), сыграл последнюю свою роль. В 1951 году его не стало.

Хотя жанр пьесы и считается комедийным, уже после ее выхода говорили о том, что в этой комедии есть трагическое. И в постановке Театра им. Пушкина это трагическое, неотделимое от комического, зреющее в нем, — важное начало. В тексте, очень энергичном по языку, по его ритмике, в тексте с сильным комическим началом, с грубостями (здесь они — уместны, они живые) драматург даже характеристики героям порой давал, как вещам. Тот же Кречинский у Сухово-Кобылина охарактеризован как «видный мужчина, правильная и недюжинная физиономия, густые бакенбарды...», он — типаж, бакенбарды на физиономии, практически живой натюрморт, пускающий пыль в глаза, поворачивающийся к другим героям то условно светлой, то темной стороной. Он — стихия игры. В его игре ходульный персонаж, несостоявшаяся невеста, наивная и восторженная дочь Муромского Лидочка (Марина Кузнецова), — пешка. В этой игре закручивается и сходится много смешного, и в характерах персонажей, и в том, как сыграны сцены, в деталях. В том, например, как дважды, «раскручивая» свой комический номер, сперва чуть не упав, а потом все-таки опрокинувшись, падает с лестницы, когда вешает пресловутый колокольчик, швейцар Тишка. Или в том, как тетка Лидочки Анна Антоновна Атуева, роль которой, несмотря на характеристику Сухово-Кобылина («пожилая женщина»), Ванин отдал статной, еще молодой своей жене Ольге Викландт, так вот она, за чаем уговаривая Муромского дать «балик», утвердительным «жестом» чайной ложечки сопровождает свои слова о том, что того требует свет... В конце концов из этой нарастающей бытовой кутерьмы прорывается циничное, безумное отчаяние Кречинского — Михаила Названова. И свое карточное «Сорвалось!!!» он кидает не комично, как то можно было бы представить, — а страшно.

Смотрите также

  • Комедия
  • Петр Гусев
  • 1975
  • 48 мин
  • Комедия
  • Игорь Ильинский
  • 1985
  • 189 мин

Государственный академический Малый театр

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1971
  • 91 мин

Московский академический театр сатиры

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть