Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Светит, да не греет

Государственный академический Малый театр | 1972 | СССР | Драма | 131 мин.
Режисcёр: Михаил Царев, Виктор Рыжков
Писатель: Александр Островский
В ролях: Юрий Аверин, Виктор Коршунов, Ирина Купченко, Николай Рыжов, Сергей Харченко, Руфина Нифонтова, Аркадий Смирнов, Татьяна Панкова, Тамара Торчинская
1047
Спектакль поставлен по одноименной пьесе А.Н. Островского, написанной в соавторстве с Н.Я. Соловьевым.

Статья С.Н. Дурылина. Полное собрание сочинений А.Н. Островского (1951 г.):
<...> «2 июля Соловьев сообщал Островскому: «Вчерне уже набросал новую пьесу; теперь кое-что отделать нужно». В начале августа, в Щелыкове, Соловьев познакомил Островского с текстом новой пьесы, а 26 августа Островский уже писал ему: «Я теперь кончил 1-й акт. После успеха «Белугина» и «Дикарки» торопиться нельзя с работой, надо положить все силы, какие есть, в этот труд».

Отвергнув первоначальное заглавие «Разбитое счастье» и другое – «На родине», Островский 2 октября написал Соловьеву: «Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор? Озерской – человек с горячей головой и горячим сердцем, но неразвитой и не очень умный – любовь его к Оле простое чувственное побуждение. В минуту просветления, в 4-м акте, у него мелькнуло в голове, что жизнь его с Олей будет таким же болотом, как жизнь Завалишина с женой. Вот драматизм его положения: он между двух женщин, одной выше, другой ниже; он отталкивает ту, которая ниже его, а которая выше, сама отталкивает его... Пьесу надо назвать: «Светит, да не греет» – Ренева освещает им их болото, но сама ничего не дает... При таком плане является контраст, который художественно проводится в пьесе. Завалишин и Озерской – обоих Ренева осветила, но не согрела; один, как вялый человек,погрязает в болоте, а другой, как горячий, бросается в омут. Напишите, нравится ли вам мой план?»

9 октября Островский извещал Соловьева, что пьеса переписывается. Намеченный «план» коренного изменения характеров Озерского и Оли не был осуществлен великим драматургом, усиленно работавшим в это же время над своей пьесой «Невольницы». Образы Озерского и Оли остались в пьесе «Светит, да не греет» те же, что в «Разрушенном счастье». Без изменения остались и образы Реневой и других действующих лиц пьесы.

На рукописном экземпляре пьесы «Светит, да не греет», содержащем 182 листа, из которых листы, начиная с 50-го до конца, писаны рукою Соловьева, Островским сделаны разнообразные исправления, выпуски и вставки. Островский также подверг внимательной вдумчивой правке язык действующих лиц, добиваясь большей его жизненности и сжатости. Великий драматург уделил особое внимание ответственным местам пьесы, имеющим большое значение для развертывания сюжета, для обрисовки действующих лиц и для драматического построения всей пьесы. <...>

Наиболее важными и значительными изменениями, внесенными Островским, являются финалы всех пяти действий пьесы». <...>

Статья Ф. Калиш «Нам подавай правду, чистую правду» из книги «Михаил Царёв: Жизнь и творчество» (1983 г.):
<...> «С возрастом определится тяготение Михаила Царёва к характерам резким, основательным, уходящим как бы в толщу жизни. Но именно в 40-е годы, азартно, одухотворенно бросаясь в стихию пьес Островского, делая в них для себя неожиданные открытия, совершая ошибки, полагаясь на природные данные или чуть преувеличивая уроки школы, он входил в спектакли Малого театра. Он обогащал их напористостью, звенящим пафосом своего искусства и от них воспринимал классическую культуру русской сцены.<...> ...На разных этапах своей актерской биографии Царёв уже встречался с персонажами великого русского драматурга». <...>

Смотрите также

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1973
  • 110 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Владимир Немирович-Данченко
  • 1974
  • 167 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Александр Созонов
  • 2016
  • 150 мин

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть