Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Вдовий пароход

Государственный академический театр им. Моссовета | 1989 | СССР | Драма | 145 мин.
Режисcёр: Генриетта Яновская
В ролях: Ольга Остроумова, Галина Дашевская, Татьяна Бестаева, Эльвира Бруновская, Наталия Тенякова, Юрий Кузьменков, Владимир Шурупов, Андрей Сергеев, Юрий Беркун
929
Рассказ о женщинах, живущих в одной коммунальной квартире, которую они сами прозвали «Вдовий пароход». У каждой своя история и свое горе.
Спектакль по повести Ирины Грековой (псевдоним Елены Сергеевны Вентцель)

Генриетта Наумовна Яновская (24 июня 1940, Ленинград, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, Народная артистка России. Закончила в 1967 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, курс Г.А. Товстоногова.

Первая театральная постановка пьесы Л. Зорина «Варшавская мелодия» прошла в ленинградском областном Малом драматическом театре. В 1970—1972 годах работала в красноярском Театре юного зрителя, который возглавлял Кама Гинкас. В последующие годы Генриетта Яновская ставила в разных городах страны пьесы Бомарше, Т. Уильямса, А. Вампилова, Л. Пиранделло. Во второй половине 1970-х годов руководила театром «Синий мост» в Ленинграде.

В 1984 Генриетта Яновская дебютировала на московской сцене спектаклем «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина в Театре имени Моссовета, в котором сыграли актрисы Ольга Остроумовой и Наталия Тенякова. В 1985 году была поставлена пьеса «Летят перелётные птицы» А. Галина в Театре имени Вл. Маяковского.

С 1986 года Г.Н. Яновская - главный режиссёр Московского театра юного зрителя. Её первая постановка в МТЮЗе — «Собачье сердце» по Михаилу Булгакову — стала значительным явлением театрального сезона 1986—1987 г.

Спектакли Генриетты Яновской удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка». В 1998 году спектакль «Гроза» был выдвинут на соискание Государственной премии России. В 2006 году стала лауреатом международной театральной премии им. К.С. Станиславского.

Фрагмент статьи Галины Зверкиной и Георгия Эпштейна «Писатель И. Грекова – профессор Е.С. Вентцель», журнал «Новый мир» (2008 г.):
<...> Елену Сергеевну помнят в МИИТе – и те, кто с ней работал, и те, кто у нее учился, и те, кто читал ее книги. В МИИТе учреждена именная стипендия имени Е.С. Вентцель.

Миитовские годы Елены Сергеевны были отмечены и напряженным литературным трудом, несмотря на то что с 1966 по 1980 год в СССР не вышло ни одного отдельного издания произведений И. Грековой (кроме двух детских книжек с навязанным издательством псевдонимом Ирина Грекова). В эти годы были написаны «Маленький Гарусов», «Вдовий пароход», «Хозяйка гостиницы», «Кафедра». Выходили в свет переводы ее повестей и рассказов на венгерский, польский, немецкий, словацкий, болгарский, шведский, датский, финский и английский языки. Все-таки в журнале «Звезда» в 1970 году вышел «Маленький Гарусов», а в 1976-м – «Хозяйка гостиницы». «Новый мир» опубликовал в 1978-м «Кафедру» и в 1981 году повесть «Вдовий пароход». По повести «Кафедра» был поставлен телевизионный фильм.

Инсценировку совместно с П. Лунгиным повести «Вдовий пароход» первоначально поставил Государственный русский драматический театр Литовской ССР (1983), а потом Театр им. Моссовета (1984, в сценической редакции театра). И поныне «Вдовий пароход» идет на сценах театров России и бывших республик СССР. А <...> в 2003 году, вышел на экраны фильм С. Говорухина «Благословите женщину» по повести «Хозяйка гостиницы».

<...> Между тем горестно показательна история публикации некоторых ее произведений. Рассказ «Без улыбок» написан в 1970 году, опубликован в 1986-м. «Вдовий пароход» был написан не позднее 1972 года, появился в печати в 1981-м. <...>
В письме к Л.С. Левитан и Л.М. Цилевичу о своих трудностях с публикациями Елена Сергеевна рассказывала так: «Последние полтора года я пытаюсь напечатать новую свою повесть под названием «Вдовий пароход» – и безуспешно. Несколько журналов совсем было ее «взяли», но, как только заходила речь о «переработке», я говорила «этого я не могу», брала под мышку свое детище и уходила, даже с чувством облегчения – слава Богу, не придется резать, кромсать по живому. Конечно, если бы я жила на литературные гонорары, я была бы сговорчивее…» Действительно, для Елены Сергеевны литературные занятия не были единственным источником существования, предметом карьеры и самоутверждения в конкурентной среде. Это доставляло ее художественному творчеству ту «тайную свободу», о которой говорил Блок.

Отрывок из повести И. Грековой «Вдовий пароход», журнал «Новый мир» (1981 г.):
«В квартирных битвах образовывались группировки, коалиции, заключались союзы. Коалиции менялись, как узоры в калейдоскопе, чаще всего по неизвестным причинам. Иной раз все ополчались против одного. А бывали мрачные периоды войны всех против всех. Периоды мира всех со всеми тоже бывали, но редко, только по случаю особых событий. Коммунальные страсти часто называют мещанскими. Ерунда! Какие же они мещанские? Пусть порожденные малыми причинами, но сами страсти – высокие, благородные, можно даже сказать, аристократические. Каждый борется не за себя, а за высшую справедливость. В борьбе за справедливость он готов пожертвовать собой, пострадать, лишь бы покарать зло. Кто виноват, что каждый понимает справедливость по-своему? <...>

Прикидывая в мыслях квартирные ссоры, я всякий раз со скорбью убеждалась, что каждый по-своему прав. Менее всего правой я ощущала себя. С моей назойливой, скорее всего, дурной привычкой все время глядеть чьими-то глазами я смотрела на себя со стороны – глазами Паньки, Капы, даже Ады Ефимовны, даже Анфисы, в общем-то любившей меня, – и разнообразно раздражалась. Я понимала, как должны раздражать мои неловкие пальцы, согнутая спина, пристальный взгляд, моя манера мыть чашки не просто, как люди моют, а с содой и солью... Ясно, они были правы, а я, скорее всего, нет. Впрочем, это сознание всеобщей правоты и моей собственной неправоты ничуть не делало меня обходительней. Когда задевали меня и мою справедливость, я огрызалась по-своему, не хуже других».

Благодарим «Журнальный зал» за предоставленный материал.

Смотрите также

  • Драма
  • Ефим Табачников
  • 1975
  • 155 мин

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

  • Драма
  • Михаил Фокин
  • 1989
  • 34 мин

Мариинский театр

  • Драма
  • Владимир Семаков
  • 1979
  • 137 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть