Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

День приезда - день отъезда

Государственный академический театр им. Моссовета | 1978 | СССР | Драма | 139 мин.
Режисcёр: Юрий Завадский, Павел Хомский
В ролях: Георгий Тараторкин, Ия Саввина, Лариса Наумкина, Людмила Шапошникова, Юрий Кузьменков, Вячеслав Бутенко, Леонид Евтифьев, Александр Леньков, Михаил Погоржельский
803
Телевизионная версия спектакля по одноименной пьесе Валентина Черных.

Два московских психолога, Петров и Бурцева, направлены в небольшой город для выяснения причин массовых увольнений сотрудников завода и напряженной обстановки, сложившейся на производстве. Ученые выясняют причины создавшейся ситуации. Петрову предложено возглавить социологическую лабораторию по этой проблеме.

Фрагмент статьи Александра Нилина «Испытание современностью», журнал «Смена» (1976 г.):
<…> «Порочна система, которая не учитывает человека как личность», – утверждает в пьесе В. Черных «День приезда – день отъезда» ее главный герой психолог Петров. Это авторская позиция, высказанная в достаточной мере публицистично. <…>

Герой пьесы «День приезда – день отъезда» – психолог, командированный вместе с инженером-социологом на завод для социальных исследований. Рекомендации, разработанные ими для производства в ходе этих исследований, несут перемены и беспокойство в налаженность заводских порядков. И, разумеется, встречают аргументированное противодействие. <…> Кому-то поначалу Петров, может быть, и напоминает «человека со стороны». Но суть пьесы в том, что Петров не приходит, а возвращается в знакомую и, как оказывается, родную ему, родственную по духу и социально среду, оснащенный новым знанием. День отъезда отменяется – Петров решительно изменяет личную свою судьбу, связывает свое будущее с заводом, им исследованным. Он на практике готов проверить подготовленные им рекомендации. Здесь существенна лирическая линия во взаимоотношениях героев – она необходима для проявления характеров, нужна и в социальном аспекте и прослежена драматургом не без драматизма, вызванного известной смелостью и непридуманностью психологических мотивировок. <...>

Автора легко обвинить в произвольном соединении судеб персонажей ради занимательности действия, счесть лирику мотивом чуть ли не зрелищно конъюнктурным, данью традициям в пьесе, претендующей на постановку и решение вопросов организации современного производства. К чести автора пьесы «День приезда – день отъезда» он не испугался возможных упреков, пошел на соединение, сплетение мотивов лирических и социальных. Разрешает герою предпочесть местную работницу Таню инженеру-социологу Ольге. Черных не боится быть тенденциозным – в жанре, избранном им для «Дня приезда – дня отъезда», он и не может оказаться иным. Возможно, легче и написать, и смотреть чисто любовную драму или чисто производственную хронику – у пьесы, между прочим, подзаголовок: хроника одной командировки. Но Черных пошел по пути более трудного соединения нравственных аспектов и принужден был оттого вести, в свою очередь, трудную защиту авторской позиции, в которой Театр Моссовета поддержал его в меру своих – очень немалых и умело организованных – сил. В постановочной щедрой раскованности – спектакль поставлен Ю. Завадским и П. Хомским – театр азартно доказывает, что кинематографически динамичная компоновка эпизодов вполне возможна и на подмостках.

Публика очень хорошо принимает исполнителей центральных ролей И. Саввину, Г. Тараторкина, Л. Наумкину, Л. Шапошникову. Исполнение Тараторкиным роли главного героя Петрова многие называют блестящим. <...> Петрова Тараторкин играет с концертным блеском, расцвечивая материал роли, особенно текст в ударных и выигрышных его репликах, многими находками, демонстрирующими редкую его техническую раскрепощенность. Вклад Тараторкина в удачу спектакля вполне отвечает репутации артиста. Но было в старину такое выражение – «создавать тип»...

В задаче, поставленной театром и автором, интересен и необходим как раз психологический и социальный тип характера, сразу усиливший реальность происходящего. Материал для такого, мы понимаем, нелегкого и редкого, в чем-то и мучительного для артиста эксперимента есть в упомянутой в пьесе биографии героя, как раз заземленной социально. Мимо этой заземленности Тараторкин прошел и создал образ, неотразимый для определенной части публики, но к нашему знанию человеческой природы людей, ставших героями НТР, ничего не прибавляющий. Саввиной и Наумкиной такой претензии не сделаешь. Мы готовы допустить, что Саввина об этом и не задумывалась специально – в ее таланте социальная генетика изначальна. И в «Дне приезда – дне отъезда» она – женщина, закономерно имеющая жизненный успех, но личного счастья все-таки не достигающая по причинам, одной пьесой и одной ролью необъяснимым. Однако тип женского характера с чертами, точно соотнесенными со временем, присутствует, интригует понятностью. Зовет на помощь – и не знаешь, как и чем ему сейчас помочь...». <…>

Смотрите также

  • Драма
  • Василий Чириков
  • 1987
  • 136 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Николай Шейко
  • 2011
  • 49 мин

Московский театр «Эрмитаж»

  • Драма
  • Оскар Ремез
  • 1972
  • 142 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и Елена Коренева помогают разобраться в искусстве

Вспоминаем любимого детского писателя.

Подробнее

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть