Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Золотая карета

Московский драматический театр на Малой Бронной | 1971 | СССР | Драма | 130 мин.
Режисcёр: Александр Дунаев, Галина Холопова
В ролях: Лидия Сухаревская, Борис Тенин, Леонид Броневой, Галина Васькова, Кирилл Глазунов, Антонина Дмитриева, Борис Кудрявцев, Наталья Медведева, Геннадий Сайфулин, Виктория Салтыковская, Николай Серебренников, Сергей Смирнов (II), Анатолий Спивак, Александр Ширшов
1440
По одноименной пьесе Леонида Леонова, которая представляет собой одно из самых значительных драматических произведений автора. Первая редакция была опубликована в 1946 году. Спектакль шел на сцене Ленинграда и других городов СССР, а также в ряде стран – Польше, Чехословакии, Румынии. В центре пьесы оказывается полковник Березкин – воплощенная «совесть войны». «Мне хотелось сделать этот образ очень высоким и благородным, Березкин – человек, который прошел через войны, потерял многое, почти все, и понял какой-то главный и существенный смысл, открывшийся ему на войне», – делился своим замыслом Л. Леонов.

Фрагмент книги «Из воспоминаний» Натальи Леоновой о пьесе Леонида Леонова (1999 г.):
«Пьеса «Золотая карета» написана была «на одном дыхании» – очень быстро. Леонов начал работу 24 марта 46-го, окончил уже в июне. Той же осенью она была включена в репертуар нескольких театров, из московских – Малого театра и Театра драмы.

Действие происходит в маленьком провинциальном городке, за одну ночь превращенном немецкими бомбами в руины. В пьесе отражены вся боль, все слезы тех лет. Это, мне кажется, самая лучшая папина пьеса...

Ничто не предвещало беду – в газетах печатали заметки о предстоящей премьере... и вдруг наступило молчание. Пьесу сняли до премьеры, не включили ни в сборник пьес, ни в собрание сочинений 1953 года. Даже на вечере драматургии Леонова, посвященном его пятидесятилетию, о «Золотой карете» не упомянули. Запрет продолжался 10 лет». <…>

Фрагмент книги Зинаиды Владимировой «Лидия Сухаревская» (1977 г.):
«До Сухаревской (исполнительница главной роли. – Прим. ред.) Щелканову понимали иначе. Во всяком случае, в известном спектакле Художественного театра Щелканова была власть, «руководящее лицо», демократичное по природе своей и, однако, обращающееся к народу с высот доверенного ему поста. Той исполнительнице не очень-то важно было, что город маленький, хозяйство – утлое и заботы ее героини за пределы самого насущного не простираются. Ситуация бралась в обобщении: то ли этот именно город, то ли все города страны, через которые пожаром прошла война и которые теперь поднимаются из руин ценой одинаковых жертв и лишений. Но такой подход был бы для Сухаревской неприемлем.

Примем в соображение, что Леонов не вполне «ее» автор, а предстояло как-то найти себя в нем. И последовала обычная для Сухаревской операция: был осуществлен перевод леоновской образной ткани с ее символикой, цветистостью речи, перебором метафор, со всем тем, что не только составляет своеобразие этого автора. <…> И все это скрестилось в Щелкановой, не случайно названной в одной из рецензий «российской Мадонной». <…>

Едва ли не первой из всех исполнявших эту пьесу Сухаревская расслышала у Леонова и потом воспроизвела на сцене чисто народную конструкцию многих реплик Щелкановой, которые, как выяснилось, «нейтрально» произносить нельзя, так как их мягкая напевность прописана драматургом. Смотришь, смотришь на эту Щелканову, и вдруг как током тебя ударяет – так метко попадают в образ, созданный актрисой, слова Дашеньки Лепряхиной: «Игуменья ты у нас!» <…>

Но образ наделен высоким, даже можно сказать, высочайшим нравственным потенциалом; его гражданская сущность, не сформулированная в словах, в прямых декларациях, которые так удобно цитировать, выражена актрисой со сдержанной, но властной силой.

Да, Леонов не самый близкий ей автор, но есть в нем и то, что ее очень греет; в частности, отмеченное критикой в связи со спектаклем «Золотая карета» стремление писателя прозревать «этическую сущность социальных и классовых конфликтов», подходить к действительности с этой именно стороны. Насыщенность духовной жизни, содержательность вторых планов у этой Щелкановой – леоновские. Так же как и особенная прозорливость ума, способность докапываться до зерен истины, заложенных в самой дальней глубине».

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Галибин
  • 2002
  • 86 мин

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

  • Драма
  • Галина Волчек
  • 1972
  • 170 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Петр Штейн
  • 1988
  • 86 мин

Московский государственный театр «Ленком»

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть