Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Золотой век

Государственный академический Большой театр | 1983 | СССР | Драма | 111 мин.
Режисcёр: Юрий Григорович
Композитор: Дмитрий Шостакович
В ролях: Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедиминас Таранда
1037
Балетмейстер-постановщик: Юрий Григорович. В главных партиях: Рита – Марго – Наталия Бессмертнова, Борис – Ирек Мухамедов, Люська – Татьяна Голикова, Яшка – Месье Жак – Гедиминас Таранда.

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):
<...> «Сценарий «Золотого века» создавался по модели спектакля-обозрения, ревю, столь распространенного той порой, в частности у Мейерхольда. Его влияние тут несомненно. <...> Шостакович, вдохновляясь главной темой либретто – борьба нового мира со старым, – писал номера, поражающие размахом и мощью. Но в единое целое <...> номера эти не складывались и так и не сложились. <...> В музыке – глобальные обобщения, драматические ситуации, рушащиеся и возникающие судьбы. <...> От ощущения музыки и пошел в своей работе Юрий Григорович, вернувший шедевр Шостаковича на театральную сцену. <...>

Столь сложного, многообразного жанрового соединения в одном спектакле искусство Григоровича еще не знало. Комические, открыто гротесковые сцены, действительно вызывающие смех, что в серьезном искусстве балета почти немыслимо. И рядом – больше лирические адажио, пленяющие строгой классической линией. <...> И тут же – пласты героического, исполненного патетики танца. <...> Григорович пошел на смелое соединение гротеска и лирики, сатиры и патетики на основе классического языка и в рамках авантюрного сюжета. <...>

Месье Жак – Гедиминас Таранда. <...> С этим героем и связана главная метаморфоза спектакля. <...> Наталия Бессмертнова исполняет Риту, в ее героине важно, что она обычная земная девушка. <...> Герой Ирека Мухамедова непреклонен и исполнен поистине «спартаковской» беззаветности, неистового горения, неуступчивой решимости, <...> он из племени победителей, и в этом его величие. <...> Герой Мухамедова – оратор и трибун. Весь – энергия, порыв, взлет. <...>

В «Золотом веке» Григорович намеренно использовал традиции кино. Не только в острой смене эпизодов. Не только в стилизации «немых» роковых страстей. Но и определенную традицию в воплощении эпохи, ее авантюрно-приключенческого склада, насыщенного романтикой борьбы и окрашенного в яркие тона». <...>

Фрагмент статьи Татьяны Кузнецовой «Золотой век» с железным занавесом» в журнале «Коммерсант-Власть» (2006 г.):
<...> «Золотой век» – первый из трех балетов-неудачников молодого Шостаковича (два других – «Болт» и «Светлый ручей». – Прим. ред.). Все они были написаны композитором в начале 1930-х, и ни один не прожил больше года. <...> «Золотой век» был заклеймен как «буржуазное ревю с морально неустойчивыми элементами джаза», а композитору строго указали на «резкое уклонение от генеральной линии советского искусства».

Между тем 24-летний Шостакович искренне полагал, что пишет политически грамотный балет на актуальную тему противостояния двух культур – загнивающей западной и здоровой советской. Балет рассказывал о приключениях советских футболистов в некоей капиталистической стране: спортсмены, устояв перед соблазнами сладкой жизни, сумели приструнить местных фашистов и помочь пролетариям вызволить из тюрьмы политзаключенных. Увы, политическая благонамеренность не всегда соответствует художественной правде: сцены разложения с развинченными фокстротами и томными танго выглядели явно аппетитнее финального «танца трудовых процессов». После публичного бичевания юный Шостакович из безмятежного любителя футбола и западной эстрады мигом превратился в потенциального арестанта. Эта метаморфоза так напугала композитора, что о своем «Золотом веке» он не хотел слышать даже на старости лет.

В 1982 году жизнерадостное детище 1930-х попытался приспособить к нуждам социалистической идеологии Юрий Григорович. Под вывеской «Золотой век» в его балете фигурировал нэпманский притон, а сюжет держала история продуктивной любви комсомольца к танцовщице кабаре – та бросила антиобщественные танцы и взялась строить социализм». <...>

Смотрите также

  • Драма
  • Валерия Суркова
  • 2012
  • 113 мин

Театр.doc

  • Драма
  • Александр Греф
  • 2012
  • 19 мин
  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1990
  • 98 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть