16+

Зыковы

Драма
1987
136 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

По пьесе М. Горького

Пьеса «Зыковы» написана Максимом Горьким в 1912 году, в период глубокой депрессии всех слоев русского общества, и характеризует все происходящее одной фразой: «образовалось смятение понятий»… Впервые поставлена в Петрограде в 1918 году. Как это часто встречается у Горького, речь идет о вырождении богатой купеческой семьи.

Фрагмент книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (2011 г.):

<…> «В роли главного героя, Антипы Зыкова, выступал Ю. Каюров. Может быть, когда-то Антипа был силен и смел, но теперь, с годами, пришла растерянность. Он думал, что молодая, сильная Павла вернет ему уверенность в себе. Но Павла (С. Аманова) ничем помочь не могла: она толковала о правде, о добре, но эти слова в ее устах ровно ничего для него не значили. Свою власть, как и богатство, Антипа ощущал все меньше. Он решил осчастливить Павлу — так стоило ли при этом считаться с окружающими, да и с ее мнением? И Павла растерялась в семье, в которую попала. Ей становилось все более непонятно: если она хотела добра, то откуда же бралось зло? И при этом в ней чувствовалась какая-то тайна, которую никто не мог разгадать. Сын Антипы, Михаил (В. Богин), совсем не заморыш, а что называется, кровь с молоком. Он добр, мягок, уступчив, и естественно, что Павла предпочла молодого человека его отцу. Но нет у Михаила воли к сопротивлению, таких, как он, в просторечии называют тряпкой. Отсюда и возникал драматический конфликт. <…>

Сестра Антипы, Софья (Н. Вилькина), точно оценивала желавшего на ней жениться Хеверна (В. Бабятинский), понимая, что в первую очередь его привлекает богатство, но пока выслушивала его комплименты.

А кто близок к этому семейству? Кандидат в самоубийцы Муратов, пытающийся уйти от действительности в загул. И для Софьи, при ее уме и деловой хватке, все яснее становится: жизнь проходит зря, не суля и в будущем особых радостей.

По убеждению матери Павлы, Анны Марковны Целованьевой, никто, кроме нее, не знает, как надо жить. А жить надо ради выгоды. И еще ей нравилось, когда другим плохо: именно это могло ее в полной мере осчастливить.

Все в семье Зыковых неладно, никто не умеет радоваться жизни, не знает, как выйти из создавшегося положения, какую дорогу в жизни избрать? <…>

Спектакль не давал четкой оценки происходящим событиям, ставил вопросы, но не решал их, да и вопросы были не слишком четкими.

Исходя из режиссерского замысла, да и из сути пьесы, художник создал в гамме сизо-серых пепельных тонов старого дерева почти в натуральную величину загородный дворянский дом, проступающий, казалось, сквозь какую-то дымку.

Действие разворачивалось медленно, режиссер стремился направить внимание зрителей на внутренние переживания персонажей. А для наглядности переносил действие на авансцену». <…>

Фрагмент очерка Светланы Овчинниковой «Юрий Каюров» из цикла «Библиотека Малого театра» (2001 г.):

<…> «В «Зыковых» Юрий Каюров встретился с Л. Хейфецем. И пьеса, и стиль режиссера — «чеховские». И Антипу Зыкова артист сыграл в «чеховском» ключе, не смикшировав ни отчаянных страстей героя, ни жизненной мощи его, ни боли мятущейся души… Но деликатность исполнения приблизила горьковского героя к чеховскому…» <…>

Фрагмент статьи З. Владимирова «Прошло незамеченным» в журнале «Театр» (1988 г.):

<…> «За полтора десятка лет актер Малого театра Владимир Богин был занят… в двух отстоящих друг от друга на долгие годы спектаклях: сыграл журналиста Михно в «Вечернем свете» А. Арбузова (спектакль шел очень мало) и параллельно с фильмом «Отцы и дети» — Михаила в поставленных Л. Хейфецем горьковских «Зыковых». <…>

Михаила Зыкова актер не играет немощным, хилым, ни на что не способным. Просто у него не осталось надежды, что жизнь наполнится каким-то смыслом. Он не слабый, он сдавшийся без боя, потому что видит: шансы его равны нулю. Хотя бы сознанием своего бессилия, прямотой и бесстрашием самооценки силен этот человек. Словом, в каждой, даже проходной работе актера живет обещание чего-то большего, нереализованного».<…>

В ролях: Юрий Каюров, Наталья Вилькина, Владимир Богин, Галина Дёмина, Светлана Аманова, Ярослав Барышев, Валерий Бабятинский, Геннадий Сергеев, Ирина Тельпугова, Евгений Буренков
Режиссеры: Василий Чириков, Леонид Хейфец

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна