Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Идиот

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 1979 | СССР | Драма | 177 мин.
Режисcёр: Александра Ремизова, Феликс Глямшин
В ролях: Евгений Карельских, Людмила Максакова, Вячеслав Шалевич, Иосиф Толчанов, Марианна Вертинская, Любовь Корнева, Александр Граве, Алла Казанская, Элеонора Шашкова, Михаил Воронцов, Владимир Покровский, Александр Филиппенко, Вероника Васильева, Вера Львова, Елена Коровина, Нина Русинова, Виктор Зозулин, Михаил Дадыко, Феликс Глямшин, Александр Кашперов
1859
Телевизионная версия спектакля «Идиот», поставленного режиссером Александрой Ремизовой в Вахтанговском театре, отсылает к более ранней версии спектакля этого же режиссера, созданной в 1958 году. Только в телеверсии актерский состав был иным: роли исполнили восходящие звезды театра.

В версии же 1958 года князя Мышкина сыграл Николай Гриценко, Настасью Филипповну – Юлия Борисова (увидев Борисову в этой роли, режиссер Иван Пырьев сразу же пригласил актрису в свою экранизацию), Рогожина – Михаил Ульянов, Аглаю – Людмила Целиковская. В центре внимания того спектакля находился именно Мышкин-Гриценко: его сострадание к окружающим людям, боль за них, желание облегчить их страдания. Он взваливал на себя непосильную ношу, стремясь помочь каждому: мучимому сжигающей страстью к Настасье Филипповне Рогожину, Настасье Филипповне, запутавшейся в чувстве жалости и ненависти к себе, строптивой и бескорыстно влюбленной в Мышкина Аглае. Актер Владимир Этуш вспоминал, что герой Гриценко «был человеком «без кожи», с абсолютно оголенными нервами, с предельно раскрытой душой, бесконечно влюбленный и восприимчивый ко всему».

Запоминались его широко раскрытые глаза, в которых были и боль, и страх, и мольба. Безумие в этих глазах невозможно было сыграть, его можно было только почувствовать. Князь Мышкин Гриценко казался наивным, очень светлым и несчастным человеком, напоминавшим ребенка. В телеверсии спектакля играл уже совсем иной состав: Евгений Карельских – Мышкин, Людмила Максакова – Настасья Филипповна, Вячеслав Шалевич – Рогожин, Любовь Корнева – Аглая. И в этой постановке уже сложно выделить центральное действующее лицо. Все персонажи уравнены в правах. И на первый план выходит тема не страдания и боли за человека, а тема любви к женщине. Любви как страсти и любви как сострадания. Одно чувство – разрушительное и убийственное – воплощено в Рогожине-Шалевиче, диком, горячем, мрачно-задумчивом человеке. Другое – нежное, утешительное и всепрощающее – заключено в Мышкине-Карельском. Мышкин в исполнении Карельского напоминает, скорее, спокойного, деликатного, немного насмешливого интеллигента. Он не склонен биться в припадках и не напоминает своим блаженным состоянием ребенка. Он лирик, тонкий созерцатель человеческой природы. Слова «после болезни своей я словно заново в мир пришел и теперь всматриваюсь в лица» становятся определяющими для понимания Мышкина Карельского.

И Рогожин, и Мышкин попадают в плен величественной красоты Настасьи Филипповны, сыгранной одной из самых красивых актрис русского театра Людмилой Максаковой, ведущей актрисой Вахтанговского театра. Она напоминает рыжекудрую богиню с умным пленяющим взглядом. На фоне темно-красных кулис и черных бархатных кресел особенно выделяется ее царская красота. Покатые белые плечи и грудь стягивает черное, глубоко декольтированное платье. Она держит себя с достоинством и благородным спокойствием, кажется гордой и независимой на званом вечере, на котором мужчины торгуются за нее. Рогожин, получивший в наследство миллион, хочет купить эту красоту и обладать ею безраздельно. Князь Мышкин, угадав страдания этой женщины, быть может, ни разу не любившей и не бывшей по-настоящему любимой, хочет спасти ее, оградить от страданий. «Я буду уважать вас», – говорит он Настасье Филипповне. И в этот момент, единственный за весь спектакль, героиня Максаковой превращается из опытной, кажется, прожившей долгую и тяжелую жизнь женщины в молодую девушку, беззащитную и ранимую. «Спасибо, князь, до этого таких слов мне никто не говорил – меня торговали».

Настасья Филипповна Максаковой знает силу своей красоты и своего влияния. Рогожин любит и ненавидит ее за это. Сумрачно и обреченно в первую встречу с Мышкиным в вагоне поезда Рогожин признается князю, что лучше бы сразу помер в тот день, когда познакомился с нею. Мышкин же, увидев впервые портрет Настасьи Филипповны, говорит о том, что ее лицо удивительное, веселое, но видно, что эта женщина много страдала. Мышкин Карельского, с терзающим его душу мучением, наблюдает за тем, как Настасья Филипповна мечется от роли жертвы к роли главной мучительницы. «У нее наслаждение от этого порока – кажется, что она словно мстит кому-то», – говорит Мышкин. Также мечется Настасья Филипповна между Рогожиным и Мышкиным, не в силах смириться с одной из выбранных ею ролей. Она тянется к Мышкину, но понимает, что недостойна его и что любит он ее не страстной, чувственной любовью, для которой она рождена, а любовью духовной, сострадательной. Страстная же любовь Рогожина не знает меры и ведет к безысходному отчаянию и смерти.

Как и в первой версии спектакля Ремизовой, в постановке 1979 года потрясает финальная сцена. Рогожин и Мышкин сидят рядом, обнявшись на полу. В соседней комнате лежит заколотая Рогожиным Настасья Филипповна. Оба героя близки к безумию, помешательству. Обоих сотрясает нервная дрожь, их лица искажены страдальческой, испуганной гримасой. Один не в силах унять любовную тоску и восторг перед убитой в припадке ревности женщиной. Другой окован страхом перед страданием человека, так безумно любившего. «Как страшно в этом мире! Как страшно...» – финальные слова князя Мышкина.

Смотрите также

  • Драма
  • Юрий Завадский
  • 1972
  • 126 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Владимир Войнович
  • 2012
  • 145 мин

Хабаровский краевой музыкальный театр

  • Драма
  • Юрий Еремин
  • 1986
  • 148 мин

Центральный академический театр Российской армии

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Свои программы представят площадки от Калининграда до Камчатки.

Подробнее

На сайте собраны популярные рассказы, а также уникальные биографические материалы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть