16+

Любимые страницы. Искусство принадлежит народу

Драма
1971
99 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
Государственный академический театр им. Моссовета

Спектакль-концерт «Искусство принадлежит народу» представляет собой литературную композицию по произведениям А. Радищева, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Некрасова, В. Курочкина, Ф. Тютчева, И. Тургенева, А. Пушкина, Л. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, В. Князева в постановке Государственного академического театра имени Моссовета.

Юрий Завадский — блистательный актер, выдающийся режиссер, замечательный педагог — одна из ключевых фигур российского театра XX столетия. Его ученик, актер Геннадий Бортников, так охарактеризовал Юрия Александровича: «Яркий художник, заявивший о себе как о режиссере с изысканным чувством вкуса и яркой фантазией. Это был магнит, притягивающий женские сердца. Аристократ духа. Равнодушный красавец. Надменный Онегин. Волшебник Театра. И действительно, когда Завадский появлялся в театрах Москвы, в Доме актера, в зрительном зале своего театра или выходил на поклоны с актерами, это был спектакль! Спектакль-контакт, который запоминается навсегда. «Волшебная взаимность», как любил говорить сам Завадский».

Юрий Александрович родился 13 июля 1894 года в дворянской семье, учился в Московском университете, с детства любил театр — бабушка абонировала ложу в бельэтаже Большого театра и всегда брала внука с собой на представления.

В 1915-м Завадский поступил в Студию Е.Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1918 году поэт и режиссер Павел Антокольский пришел в студию с Мариной Цветаевой. Поэтесса была сражена обликом молодого красавца-актера:

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь,
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь.

Марина Цветаева назвала его «памятнейшим из всех» и посвятила ему циклы «Братья», «Комедьянт» и стихотворения Beau tenebreux (1918), «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день…» (1918). Под именем Юра 3. он выведен в «Повести о Сонечке» (1937). <…>

После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив приглашение как актер в Московский Художественный театр. В 1924-м он основал Театр-студию. Его дебютом стал спектакль по пьесе А. Мюссе «Любовью не шутят» (1926). Лучшими спектаклями этого коллектива были «Вольпоне» Б. Джонсона (1932), «Ученик дьявола» Б. Шоу (1933), «Волки и овцы» А. Островского (1934).

В 1932–1935 годах Завадский — худрук Театра Красной Армии, а в 1936–1940 годах — Ростовского театра им. М. Горького. С 1941-го и до своего ухода из жизни в 1977 году — главный режиссер Московского театра им. Моссовета.

Опытный режиссер-педагог, Завадский воспитал ряд великих актеров: Н. Мордвинова, О. Абдулова, Л. Орлову, Ф. Раневскую, Р. Плятта и других. Он создал актерскую школу, особенностями которой являются легкость перевоплощения, широкий диапазон творчества — от остродраматических трагедийных ролей до фарсовых, буффонных.

Из статьи Светланы Носенковой «Театр Юрия Завадского» в журнале «Страстной бульвар» (2014 г.):

<…> «Идеи Юрия Александровича сродни понятиям индийского ученого В. Бахадура о том, что цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным. Однако театр-праздник Завадского произрастал на другой почве. «Как я ни увлекался Вахтанговым и Станиславским, меня никогда не покидало желание сделать что-то по-своему. Восхищаясь учителями, я в то же время с ними в чем-то не соглашался. Это несогласие, в сущности, и привело меня к решению самостоятельно жить в искусстве», — признавался Юрий Александрович. Тем не менее он был роскошным эхом своих великих наставников, вобрав в себя все лучшее из их учений и соединив в своей деятельности две театральные школы — Е.Б. Вахтангова и К.С. Станиславского.

То, что сейчас широко применяется современными театральными режиссерами — выход артистов в зал с целью вовлечь зрителей в игру, перформанс перед началом представления в фойе и т. д., — уже использовал в своих постановках Юрий Завадский. Он ухитрялся даже трагические вещи делать артистично, легко и вместе с тем мудро. У него был свой неповторимый стиль. И в артистах он ценил то же самое — яркую индивидуальность. В Театре имени Моссовета Юрий Александрович собрал звездную труппу: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Михаил Козаков, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Геннадий Бортников и другие». <…>

Режиссеры: Юрий Завадский, Александр Шорин, Инна Данкман
В ролях: Серафима Бирман, Вера Марецкая, Георгий Жженов, Ростислав Плятт, Нелли Пшенная, Анатолий Адоскин, Вадим Бероев, Борис Иванов, Леонид Марков, Юрий Кузьменков, Александр Леньков, Ия Саввина, Геннадий Бортников, Валентина Талызина, Михаил Львов, Сергей Цейц, Сергей Годзи и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна