Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Маяковский начинается

Мариинский театр | 1987 | СССР | Драма | 95 мин.
Режисcёр: Наталья Касаткина, Владимир Василев
В ролях: Владимир Морозов
706
Композитор: Андрей Петров

Либретто: Марк Розовский

Фрагмент книги Л.С. Мархасева «Андрей Петров» (1995 г.):
<...> «Однажды Юрий Темирканов заговорил о том, что вскоре предстоит праздновать двухсотлетие Кировского театра. Хорошо бы подумать о юбилейном спектакле, который встал бы в один ряд с «Петром» и «Пушкиным».

И сам композитор воспринимал оба этих спектакля как первые две части единой музыкальной трилогии о великих людях России, которые олицетворяют собой целые эпохи в истории Отечества: Петр – начало XVIII века, Пушкин – начало XIX. Теперь XX век стучался в трилогию. Век неслыханных революций и мировых войн. Кто же достоин стать героем оперы, в которой зазвучал бы голос начала XX века? И какой должна быть сама эта опера? <...>
На досуге композитор перечитал том переписки Александра Блока с женой Любовью Дмитриевной. Мелькнула мысль: не сделать ли оперу для двух главных исполнителей? Двое – на авансцене, а за ними, в глубине сцены, – картины великих событий, свидетелем которых был Блок: революции 1905 года, Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

После долгих поисков Петров нашел либреттиста: на зов композитора охотно откликнулся Марк Розовский. Но через месяц Розовский вернул том переписки Блока с женой, сказав, что если из этого и выйдет опера, то только камерная и трагически-печальная. Для торжественного юбилея Кировского театpa она навряд ли подойдет. Да и венцом трилогии тоже не станет.
Мельком Розовский упомянул, что им написана пьеса о молодом Маяковском «Высокий» (так называли поэта агенты царской охранки).

Композитор насторожился: нельзя ли прочесть пьесу?
Не все в пьесе пришлось ему по вкусу. Но три неожиданных выхода в прошлое – встречи Маяковского «через горы времени» с Гамлетом, Раскольниковым, Дон Кихотом – понравились и решили дело. Темирканов, узнав об этом замысле, решительно одобрил его.

На столе в кабинете Петрова выросла кипа книг о Маяковском; тома самого поэта, воспоминания его современников. Выразительный «портрет» двадцатилетнего Маяковского оставил Борис Пастернак: «Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом протодиакона и кулаком боксера, неистощимо, убийственно остроумный, нечто среднее между мифическим героем Александра Грина и испанским тореадором. Природные внешние данные молодой человек чудесно дополнял художественным беспорядком, который он напускал на себя, грубоватой и небрежной громоздкостью души и фигуры и бунтарскими чертами богемы, в которые он с таким вкусом драпировался и играл». Чем не ключ к сценическому облику вполне оперного героя?

Пастернак подсказал и лирический ключ оперы: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна».

Музыка писалась нелегко. <...> Опера вновь была «ездой в незнаемое». Она виделась постановочно небывало эффектной, броско, даже кричаще живописной, откровенно эксцентрической, быть может, в чем-то буффонадной. Но вместе с тем и открыто лирической.

Уже в разговорах с будущими постановщиками Касаткиной и Василёвым замелькало слово «феерия». В беседе с автором этой книги Петров как-то обронил: «Я понимаю, что новая опера навряд ли заставит кого-нибудь заплакать, как «Травиата». Но это непременно должно быть увлекательное зрелище».

Композитор завершал партитуру. А названия еще не было.
«Облако в штанах»? «Тринадцатый апостол»? Или просто «Маяковский»?

Впервые Касаткиной и Василёву предстояло поставить спектакль, в котором будет такое взаимопроникновение оперы и балета, такое слияние оперных арий и «уличной» декламации, ораторской патетики и интимной лирика, революционной романтики и беспощадного гротеска, вневременной фантастики и бытовой городской реальности. <...> Поэт, его Любимая, его друзья, монологи, споры, объяснения, диалоги о войне, мире, революции, о добре, зле, насилии, свободе и справедливости, о человеке, самоценности его жизни и достоинства, нравственном долге перед людьми, народом, революцией. <...>

Опера не складывалась, да и не могла сложиться, в сюжетно-цельное, связное биографическое музыкальное повествование о Поэте. Скорее, она строилась как последовательность музыкальных картин о творчестве Поэта, его видении истории, времени, революции, своего места в калейдоскопе событий начала нашего века. Поэт свободно перемещался в театральном времени, хотя внешне хронологический принцип сохранялся.

Перед премьерой был выпущен буклет в виде плаката первых послереволюционных лет, а в нем напечатаны краткие манифесты создателей спектакля. Буквально за несколько дней до первого представления спектакль наконец-то получил название «Маяковский начинается».

В буклете-плакате композитор так разъяснил свой замысел: «Владимир Маяковский пришел в оперу. Привычные для нас слова «певец революции» обретают конкретный смысл. Мы знаем Маяковского – мастера слова. Маяковского-художника. Меньше известны нам его музыкальные пристрастия. А он любил музыку, любил петь сам оперные арии, романсы, русские народные, студенческие и революционные песни. Когда молодой Маяковский пел, бас его перекрывал все другие голоса». <...>

Впервые «Маяковский» шел на сцене Кировского театра 13 апреля 1983 года. Великий поэт шагнул в оперу в тот год, когда праздновалось 90-летие со дня его рождения. Черные космические бездны вдруг осветил яркий свет. На небосклоне заиграли мириады звезд. В мир пошел Поэт. <...>

В 1984 году Кировский театр показал «Маяковского» в Чехословакии в рамках фестиваля «Пражская музыкальная весна». Отзывы прессы были поразительно единодушны. «Выдающаяся опера Петрова о Маяковском» – эти слова газета «Руде право» вынесла в подзаголовок, отмечая, что «Маяковский начинается» – «совершенно новый, необычайно впечатляющий сценический коллаж на тему Поэт и Время. Он приближает к нам Маяковского так конкретно и пластически, как это не делало прежде ни одно литературное или драматическое произведение». «Руде право» утверждала, что это «театр сегодняшнего и завтрашнего дня». Ей вторила другая газета, «Свободне слово»: «...Маяковский доказал, что и в наши дни музыкальный театр обладает поистине неисчерпаемыми возможностями». Критики словно соревновались в употреблении самых превосходных эпитетов: «смелый творческий акт», «решительный разрыв со старыми оперными штампами», «захватывающее зрелище», «ярчайшее событие «Пражской весны». <...>

Смотрите также

  • Драма
  • Геннадий Тростянецкий
  • 1988
  • 114 мин

Омский академический драматический театр

  • Драма
  • Александр Титель
  • 1988
  • 157 мин

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

  • Драма
  • Петр Монастырский
  • 1981
  • 137 мин

Самарский академический театр драмы имени М. Горького

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть