Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Дон Карлос

Государственный академический театр им. Моссовета | 1980 | СССР | Драма | 158 мин.
Режисcёр: Евгений Завадский, Николай Александрович
В ролях: Михаил Львов, Геннадий Бортников, Нелли Пшенная, Аристарх Ливанов, Геннадий Некрасов, Аркадий Рубцов, Анатолий Баранцев, Константин Михайлов, Валентина Карева, Мария Кнушевицкая
826
О пьесе Шиллера «Дон Карлос» написал в своей книге «Дон Карлос, Инфант Испанский» филолог и председатель Театрально-литературного комитета Александринского театра Федор Батюшков (1857–1920):
«Дон Карлос» – одно из замечательнейших произведений современной нам эпохи; маркиз Поза стал по праву нарицательным именем известного миросозерцания, стоящего в тесной связи со свойствами характера, которого основная черта – душевное благородство; трагический конфликт, происходящий в душе дон Карлоса, – показатель величайшей жертвы, которую приносит личность принципам чести, долга и служения общему делу; Елизавета – воплощенный символ той женственности, которая в своем самопожертвовании вдохновляет на подвиги; Филипп II со своим неизлечимым пессимизмом «охранителя» – показатель того прошлого, которое во многом является еще и настоящим, но в своем колебании, под впечатлением пламенной веры Позы, открывающий нам просвет к разрешению социальных проблем будущего. <...> «Дон Карлос» создавался исподволь. Когда Шиллер обратился впервые, в 1782 году, по совету Дальберга к исторической повести Сен-Реаля, французского писателя XVII века, и в этой романической обработке эпизода из царствования испанского короля Филиппа II признал благодарный сюжет для драмы, он еще сам не отдавал себе ясного отчета в том значении, которое он со временем должен был придать данной теме. <...> Главное внимание поэта сосредоточено на личности дон Карлоса, y которого отец отбил невесту. Ему рисуется также суровый образ Филиппа II, семейного деспота, и трогательный облик королевы Елизаветы, жертвы условных отношений. В тени вырастает фигура коварного Альбы. На разработке этих четырех характеров должна была быть построена вся драма. Но Шиллер медлил с ее выполнением. <...> В том возрасте, в котором Шиллер работал над «Дон Карлосом», от 23 до 28 лет, человек еще складывается; основные черты его миросозерцания уже намечены, но, конечно, они еще не приобрели полной стройности и устойчивости при едва пробудившемся самосознании. Конечно, не новелла Сен-Реаля подсказала Шиллеру его гуманитарные идеалы, которые послужили главным содержанием последней обработки «Дон Карлоса», но именно занятия мрачной эпохой господства инквизиции и деспотичного монарха способствовали тому, что юный поэт прояснил себе свои положительные воззрения, работая над изучением явлений отрицательного характера». <...>

Фрагмент статьи Алены Карась «Трагический клоун» в «Российской газете» (2007 г.):
«Геннадий Бортников принадлежал тому неудобному, трагическому, высокому племени актеров, которых называют романтиками. Режиссер Юрий Завадский, первый исполнитель Калафа в вахтанговской «Турандот», сразу почувствовал в юном Гене Бортникове близкую себе природу и в 1962 году, по окончании Школы-студии МХАТ, пригласил его в свой Театр им. Моссовета. <...> Нервный, с пылающими глазами, с особой способностью жить и играть в высоком регистре, с удивительной и какой-то нездешней красотой, Геннадий Бортников мгновенно стал идолом, предметом поклонения восторженных зрителей и особенно зрительниц. В 1970-е годы он был одним из главных театральных властителей дум. <...> Он поставил и сыграл собственную инсценировку романа Генриха Белля «Глазами клоуна», в которой во всю мощь прозвучала его главная тема: трагическое несовпадение поэта, клоуна и толпы.

Высота и убожество духа – крайние степени человеческой природы – были ближе его актерской природе, чем реалистическое правдоподобие драмы. Быть может, поэтому, лишившись своего режиссера, войдя в эпоху, которая все меньше принимала крайности романтического стиля, Бортников из главных актеров своего поколения уходил все дальше в его арьергард. Его экзальтированная, приподнятая театральность все чаще казалась экзотической позой, жеманством. Его постепенно забывали, а взгляд актера становился все более трагическим».

Смотрите также

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1983
  • 124 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Борис Глаголин
  • 1987
  • 143 мин
  • Драма
  • Виталий Иванов
  • 1977
  • 139 мин

Государственный академический Малый театр

Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд.

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть