Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Дон Карлос

Государственный академический театр им. Моссовета | 1980 | СССР | Драма | 158 мин.
Режисcёр: Евгений Завадский, Николай Александрович
В ролях: Михаил Львов, Геннадий Бортников, Нелли Пшенная, Аристарх Ливанов, Геннадий Некрасов, Аркадий Рубцов, Анатолий Баранцев, Константин Михайлов, Валентина Карева, Мария Кнушевицкая
672
О пьесе Шиллера «Дон Карлос» написал в своей книге «Дон Карлос, Инфант Испанский» филолог и председатель Театрально-литературного комитета Александринского театра Федор Батюшков (1857–1920):
«Дон Карлос» – одно из замечательнейших произведений современной нам эпохи; маркиз Поза стал по праву нарицательным именем известного миросозерцания, стоящего в тесной связи со свойствами характера, которого основная черта – душевное благородство; трагический конфликт, происходящий в душе дон Карлоса, – показатель величайшей жертвы, которую приносит личность принципам чести, долга и служения общему делу; Елизавета – воплощенный символ той женственности, которая в своем самопожертвовании вдохновляет на подвиги; Филипп II со своим неизлечимым пессимизмом «охранителя» – показатель того прошлого, которое во многом является еще и настоящим, но в своем колебании, под впечатлением пламенной веры Позы, открывающий нам просвет к разрешению социальных проблем будущего. <...> «Дон Карлос» создавался исподволь. Когда Шиллер обратился впервые, в 1782 году, по совету Дальберга к исторической повести Сен-Реаля, французского писателя XVII века, и в этой романической обработке эпизода из царствования испанского короля Филиппа II признал благодарный сюжет для драмы, он еще сам не отдавал себе ясного отчета в том значении, которое он со временем должен был придать данной теме. <...> Главное внимание поэта сосредоточено на личности дон Карлоса, y которого отец отбил невесту. Ему рисуется также суровый образ Филиппа II, семейного деспота, и трогательный облик королевы Елизаветы, жертвы условных отношений. В тени вырастает фигура коварного Альбы. На разработке этих четырех характеров должна была быть построена вся драма. Но Шиллер медлил с ее выполнением. <...> В том возрасте, в котором Шиллер работал над «Дон Карлосом», от 23 до 28 лет, человек еще складывается; основные черты его миросозерцания уже намечены, но, конечно, они еще не приобрели полной стройности и устойчивости при едва пробудившемся самосознании. Конечно, не новелла Сен-Реаля подсказала Шиллеру его гуманитарные идеалы, которые послужили главным содержанием последней обработки «Дон Карлоса», но именно занятия мрачной эпохой господства инквизиции и деспотичного монарха способствовали тому, что юный поэт прояснил себе свои положительные воззрения, работая над изучением явлений отрицательного характера». <...>

Фрагмент статьи Алены Карась «Трагический клоун» в «Российской газете» (2007 г.):
«Геннадий Бортников принадлежал тому неудобному, трагическому, высокому племени актеров, которых называют романтиками. Режиссер Юрий Завадский, первый исполнитель Калафа в вахтанговской «Турандот», сразу почувствовал в юном Гене Бортникове близкую себе природу и в 1962 году, по окончании Школы-студии МХАТ, пригласил его в свой Театр им. Моссовета. <...> Нервный, с пылающими глазами, с особой способностью жить и играть в высоком регистре, с удивительной и какой-то нездешней красотой, Геннадий Бортников мгновенно стал идолом, предметом поклонения восторженных зрителей и особенно зрительниц. В 1970-е годы он был одним из главных театральных властителей дум. <...> Он поставил и сыграл собственную инсценировку романа Генриха Белля «Глазами клоуна», в которой во всю мощь прозвучала его главная тема: трагическое несовпадение поэта, клоуна и толпы.

Высота и убожество духа – крайние степени человеческой природы – были ближе его актерской природе, чем реалистическое правдоподобие драмы. Быть может, поэтому, лишившись своего режиссера, войдя в эпоху, которая все меньше принимала крайности романтического стиля, Бортников из главных актеров своего поколения уходил все дальше в его арьергард. Его экзальтированная, приподнятая театральность все чаще казалась экзотической позой, жеманством. Его постепенно забывали, а взгляд актера становился все более трагическим».

Смотрите также

  • Драма
  • Евгений Макаров
  • 1986
  • 149 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Иосиф Райхельгауз
  • 2013
  • 103 мин

Московский театр «Школа современной пьесы»

  • Драма
  • Владимир Семаков
  • 1988
  • 200 мин

Государственный академический Малый театр

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть