Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

В честь Мариуса Петипа. Арлекинада

Михайловский театр | 1975 | СССР | Комедия | 48 мин.
Режисcёр: Петр Гусев
619
Спектакль, поставленный на сцене Малого оперного театра Ленинграда (Михайловский театр), состоит из трех одноактных балетов Мариуса Петипа – «Арлекинада», «Привал кавалерии» и «Пахита. Большое классическое па». Эти балеты объединяет композиционная стройность и безупречный танцевальный язык.

Балеты Петипа в 1975 году возобновил выдающийся деятель театра балетмейстер Петр Гусев. Хореограф органично сочетал в своих постановках классическое наследие с экспериментом. Особое внимание он уделял возрождению старых и забытых спектаклей, считая, что восстановление балетной классики в первозданном виде очень важно для воспитания и зрителей, и артистов балета, поскольку «классический танец – основа основ в подготовке профессиональных танцовщиков».

Сюжет «Арлекинады» на музыку композитора Риккардо Дриго основан на сюжете классической комедии дель арте. Юный Арлекин, влюбленный в Коломбину, преодолевает все препятствия на пути к своему счастью. Легкий красочный балет предназначался для празднества императорского двора и давался в честь жены императора Николая II императрицы Александры Федоровны. Первая постановка балета прошла 10 февраля 1900 года в Санкт-Петербургском Эрмитажном театре, дирижировал сам Риккардо Дриго, а партию Коломбины исполняла Матильда Кшесинская.

Из статьи Петра Гусева «Сохранить шедевры прошлого», журнал «Советский балет» (1983, №4):
<…> «Советский балет получил в наследство от русского более сорока балетов. Осталось всего восемь. Из них только «Шопениана» и «Сильфида», перенесенная из Дании, не переделывались. Больше всего пострадало «Лебединое озеро»: балет идет в тридцати четырех вариантах и редакциях. Восстановить полностью подлинник хореографии М. Петипа – Л. Иванова вряд ли уже возможно. <…>

Балет Большого театра в советское время не был хранителем наследия классиков хореографии. Здесь шли новые варианты этих балетов, значительно переделанные А. Горским. Из его версий распространились по театрам лишь «Дон Кихот» (первоначально сочиненный М. Петипа) и «Конек-Горбунок» (первоначально сочиненный А. Сен-Леоном, по памяти восстановленный Петипа и затем уже переделанный Горским). <…>

В то же время подлинники старинных балетов, сохранявшиеся Ленинградским театром оперы и балета имени С.М. Кирова, распространялись по стране. Следовательно, наивысшая доля ответственности за классическое балетное наследие лежит на нем. Здесь впервые в России были показаны и хранились «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда». Здесь родились и отсюда получили распространение «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица». «Щелкунчик», «Баядерка», «Арлекинада», «Талисман» и другие. <…>

Восстановление балетного спектакля или его хореографии – всегда коллективная работа. На афишу же обычно ставят того, кто объединяет поиски и разучивает роли с актерами. Возьмем, к примеру, «Арлекинаду», выпавшую из репертуара Кировского театра в 1923 голу. В январе 1961 года, после тридцати восьми лет небытия, началась работа по восстановлению «Арлекинады» для Новосибирского театра. Старейший исполнитель роли Арлекина Б. Шавров возглавил большую группу ветеранов, собрав старых исполнителей всех партий, вплоть до кордебалета (кроме исполнителей роли Леандра, из которых в живых уже никого не осталось). В 1963 году Шавров закончил сбор материалов, но постановка спектакля не состоялась. Через три года к «Арлекинаде» вернулся Ленинградский камерный балет. И Шавров совместно с другими разучил с артистами восстановленную общими усилиями хореографию Петипа. Мизансцены удалось вспомнить лишь частично. Практика показала, что мизансцены вообще восстановить значительно сложнее, чем танцы. В пантомимных эпизодах артисты часто импровизировали, и каждый яркий исполнитель вносил сюда свои изменения. Сохранялся лишь смысл и общие черты. В 1975 году «Арлекинада» после двух лет существования в Камерном балете была перенесена в Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский театр) и снова проверялась и перепроверялась. Некоторые мизансцены доделывались О. Виноградовым, но подлинник хореографии М. Петипа сохранен полностью, только и исключительно в результате коллективного труда». <…>

Смотрите также

  • Комедия
  • Марк Захаров
  • 1974
  • 97 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Андрей Гончаров
  • 1981
  • 100 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Комедия
  • Роман Сергеев
  • 1970
  • 65 мин

Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Мероприятия, посвященные Дню театра.

Подробнее

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Фестивали, встречи и лекции в регионах России.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть