Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Вечер старинной хореографии. Дуэт Дианы и Актеона

Мариинский театр | 1981 | СССР | Мелодрама | 94 мин.
Режисcёр: Елена Мачерет
В ролях: Сергей Бережной, Татьяна Терехова, Габриэла Комлева, Виталий Афанасков, Наталья Большакова, Вадим Гуляев, Галина Мезенцева, Алла Сизова, Борис Бланков, Светлана Ефремова, Владимир Емец, Ирина Колпакова, Елена Евтеева
724
Вечер старинной хореографии в исполнении известных танцовщиков Мариинского театра состоит из семи частей. Открывается спектакль классическим дуэтом Дианы и Актеона (хореография А. Вагановой) в исполнении блистательного дуэта Татьяны Тереховой и Сергея Бережного.

Далее следуют па-де-сис из балета «Эсмеральда» (хореография А. Вагановой и М. Петипа) и па-де-де из балета «Праздник цветов в Дженцано» (хореография А. Бурнонвиля). Продолжают вечер композиции «Лебедь» (хореография М. Фокина), па-де-сис из балета «Маркитантка» (хореография Ж. Сен-Леона), Большое классическое па из «Венецианского карнавала» (хореография М. Петипа). Завершается вечер танцем па-де-катр (хореография А. Долин).
Дирижер Виктор Широков.

Фрагмент статьи Ольги Розановой «Галина Мезенцева и Татьяна Терехова: парный портрет» в «Петербургском театральном журнале» (2003 г.):
<...> «К Татьяне Тереховой природа была не столь щедра. Вполне заурядная внешность и скромные профессиональные данные предписывали ей место в свите балетных героинь. Да и в вагановскую школу она попала по прихоти случая. Но, как было сказано поэтом, «воля и труд человека дивные дива творят». Трудиться, не жалея сил, и добиваться поставленной цели Терехова умела с детства. <...>

Восхождение происходило неспешно, но неуклонно. К тридцати годам – времени расцвета – послужной список Тереховой включал в себя лучшие балеты классики и множество спектаклей советских хореографов разных эпох. В дальнейшем к ним прибавились балеты зарубежных мастеров – Пети, Баланчина, Роббинса, Тюдора. Совершенное мастерство Тереховой позволило ей стать балериной поистине универсальной, проникнуть в сферу лирики, изначально казавшуюся закрытой. <...>

Мастерство балерины сопоставимо с мастерством знаменитого виртуоза. <...> Назовем хотя бы прыжок в «шпагат», возникающий внезапно, без подготовки, из позы арабеск на пуантах, или смерч двойных фуэте, ввинченных с аптекарской точностью в квадратный сантиметр пола. Но даже запредельная техника не главный показатель мастерства. Виртуоз – это тот, кто способен превратить танец любой степени сложности в свободно льющуюся речь с выразительными интонацией и синтаксисом. <...> Такова Татьяна Терехова <...> в своем шедевре – концертном номере «Диана и Актеон» в постановке Вагановой (Pas de Diane из балета «Эсмеральда»).

В классическом репертуаре не сыскать более каверзного и трудоемкого опуса. Виртуозная балерина и великий педагог Ваганова словно задалась целью проиллюстрировать в рамках традиционной формы суть своей педагогической системы. Исполнительнице женской партии надлежало с божественной легкостью (на то она и Диана!) покорить вершины балетной техники, любовно воздвигнутые хореографом. <...>.

Если бы Ваганова сочинила только этот дуэт, ее имя не было бы забыто. Блистательный номер «обречен» тревожить воображение балетных виртуозов: совладать с ним в полной мере удается лишь немногим. Во времена Вагановой танцевали ее ученицы – Уланова, Лопухина, Дудинская, Шелест. Спустя годы поразила острая, как отточенная стрела, Диана-подросток Натальи Большаковой – тогда еще ученицы восьмого класса балетной школы. Еще через девять лет право на эту особую партию доказала выпускница Терехова, чтобы не расставаться с ней и став ведущей балериной Кировского театра.

Существуют две видеозаписи «Дианы и Актеона» в исполнении Тереховой и Сергея Бережного (с разницей в несколько лет) – красноречивое свидетельство того, что совершенству нет пределов. Техника балерины везде феноменальна, но разница все же есть. Уверенное мастерство – в одном случае, в другом – акт вдохновенного творчества. Перед нами сама Диана-охотница, наделенная сверхъестественной силой. Избыток этой силы заставляет ее ответить на вызов дерзкого юноши, вступить с ним в игру и, поддавшись азарту, забыть о разделяющей их дистанции. Терехова превращает дуэт в увлекательное приключение, где каждый рискованный пассаж лишь подогревает интерес. Ее Диана испытывает Актеона, воздвигая перед ним все новые препятствия, и откровенно радуется его удачам. Игра горячит охотницу, в ней закипает кровь. И тут, не в пример жестокосердому мифологическому прототипу, балетная богиня с разбега бросается к Актеону и принимает у него в руках позу вакханки: корпус запрокинут назад, образуя вместе с поднятой вперед ногой горизонтальную линию. Воодушевленный партнер бешено вращает танцовщицу в этой экспрессивной позе на оси опорной ноги, крутясь вокруг нее и сам. Затем – вопреки законам инерции – обрывает вращение, разворачивая партнершу в противоположную сторону. Та фиксирует скульптурную позу арабеска и тут же, вновь меняя направление, уходит в смерч пируэтов.

Адажио и дальше сохраняло вакхический настрой и темп аллегро (ценимый Вагановой превыше всего). Диана уже не таила благосклонности к юному смельчаку (Актеон Бережного был того достоин и как танцовщик, и как превосходный партнер). Она одаривала его чудесами ловкости в вариации, исполненной непринужденно. А в коде, подзадоренная партнером, предавалась какой-то шальной радости. Вспарывая пространство по-мужски мощными прыжками, она увлекала за собой Актеона и уносилась прочь.

Допустим, столь горячекровая дева (Диана-охотница еще ведь и богиня Луны) заставила бы Ваганову изумленно приподнять бровь – на ее веку Дианы бывали и более сдержанными. Но абсолютную художественную ценность новой интерпретации этот высший арбитр признал бы безоговорочно уже потому, что танцевать лучше попросту невозможно. Превзойти Диану Тереховой пока что не удалось никому, да и вряд ли удастся. Артистизм и мастерство балерины сотворили шедевр». <...>

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Антонина Зиновьева
  • 1988
  • 88 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Мелодрама
  • Фаина Веригина
  • 1979
  • 100 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

  • Мелодрама
  • Алиса Фрейндлих
  • 2007
  • 78 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Прямая трансляция 26 марта, в 14:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Денис Лотоев. Цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…»

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Мероприятия, посвященные Дню театра.

Подробнее

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Фестивали, встречи и лекции в регионах России.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть