Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Эта пиковая дама

2003 | Россия | Драма | 50 мин.
Режисcёр: Петр Штейн
В ролях: Алла Казанская, Наталья Тенякова, Александр Леньков, Дарья Юрская, Ваня Фейгин, Ксения Борисова, Людмила Улицкая
740
Закадровый текст читает Людмила Улицкая. Постановка получила номинацию на ТЭФИ-2004 в категории «Телевизионный художественный фильм, мини-сериал».

Из статьи И. Савкиной «У нас никогда уже не будет этих бабушек?», журнал «Вопросы литературы» (2011 г.):
«В центре повествования Л. Улицкой «Пиковая Дама» две бабушки: одна «правильная», вторая – абсолютно «неправильная», но и тот, и другой образы деконструируют миф о бабушке как воплощении идеальной женственности.

Анна – известный офтальмолог, бабушка взрослых внуков, всю жизнь не может выйти из-под власти своей взбалмошной матери. Идея долга, совестливости, доведенная до предела, пожирает ее собственную жизнь: мать отнимает у нее отца, мужа, время, душу, но она продолжает отдавать себя на заклание, как жертвенная овца.

Анна имеет весь набор внешних и внутренних атрибутов идеальной бабушки. Это «крупная пожилая женщина», одетая в бесформенную одежду, с «многолетней привычкой к домашнему подчинению», практически бесполая. «Она испытывала отвращение к «несмываемой грязи секса». <...> Как прекрасно быть монахиней в белом, в чистом, без всего этого». Жертвенная, чистая, большая, теплая, лечащая, созидающая, «просто святая». Единственная попытка бунта приводит к смерти, потому что бунт для нее невозможен.

Совершенная противоположность – другая бабушка, вернее, старуха, «пиковая дама», мать Анны – Мур. Она маленькая, хрупкая, женщина-кукла, «прозрачное насекомое», «без пола, без возраста и почти без плоти». Она – олицетворенная старость, почти бессмертие, – описывается как машина (каждое ее появление сопровождается металлическим бряцаньем ходунков), кукла, весьма выразительно портретированная писательницей: «длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки». <...>

В повести Улицкой присутствует и поколение внуков-правнуков, которое тоже участвует в обсуждении проблемы. Именно внучка Катя в финале дает пощечину визжащей Мур, нарушая табу, делая то, на что так и не решилась ее жертвенная мать».

Из диссертации Полины Волковой, доктора философских наук, профессора, «Пиковая Дама»: опыт реинтерпретации» (2009 г.):
<...> «В центре повествования современного автора – Пиковая Дама (Мур). <...> «Настоящая Пиковая Дама. Пушкин с нее писал». Близость одной и другой опознается в наличии некой тайны. В первом случае речь идет о тайне трех карт, во втором – о тайне, благодаря которой Пиковой Даме «была дана власть над отцом, младшими сестрами, мужчинами и женщинами и даже над теми неопределенными существами, находящимися в узком и мучительном зазоре между полами». Присутствие последней Улицкая определяет словами «нечеловеческое обаяние», «нечеловеческая красота».

<...> Моменты сходства заключаются и в том, что, аналогично графине, которая «не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов»; <...> в сотый раз рассказывая внуку забавные истории своей жизни, которые Пушкин называет анекдотом, Мур также была всегда театрально разодета <...> требовала то новый крем, то новую зубную щетку; последние семьдесят лет носила только открытые лодочки на изящных, по мере возможностей текущей моды, каблуках; являла собой «гений эгоизма». <...>

Фрагмент статьи Аллы Шендеровой в газете «Коммерсант» (2007 г.):

О Петре Штейне
«Сын известного советского драматурга Александра Штейна, он был почти обречен связать свою жизнь с театром. Вступление в профессию оказалось удачным – в ГИТИСе Петр Штейн учился режиссуре у великого Анатолия Эфроса.

Получив диплом, он в 1968 году поставил «Учителя танцев» в Рязанском драматическом театре и сразу стал получать приглашения от многих московских театров. Но, усвоив приемы режиссуры Эфроса, Петр Штейн каким-то образом заразился и творческой неприкаянностью учителя.

Своего театрального дома у него тоже никогда не было. В 1970-е годы он ставил в МТЮЗе и Театре имени Моссовета, а в 1977 году стал режиссером театра «Ленком». Его пребывание здесь было вполне успешным: спектакли «Дорогая Памела», «Карманный театр», «Бременские музыканты», «Ромул Великий» шли много сезонов и всегда собирали полные залы. Однако в 1995 году режиссер покинул театр.

В последние годы, уже зная о своей серьезной болезни, Петр Штейн успешно работал в антрепризе, ставил во МХАТе – в репертуаре остаются его спектакли «Новый американец» и «Рождественские грезы»; много сотрудничал с телевидением – среди его работ успешные сериалы «Бедная Настя» и «Зона. Тюремный роман». И все же в историю этот режиссер, почти полный тезка знаменитого немца Петера Штайна и полная его противоположность по духу, войдет как человек театра. Как тот, кто предпочитал эффектным изыскам добротные постановки. Не полководец, а рядовой – из тех, на ком держится все театральное войско».

Смотрите также

  • Драма
  • Сергей Федотов
  • 2013
  • 151 мин

Пермский театр «У моста»

  • Драма
  • Александр Огарёв
  • 2011
  • 146 мин

Владимирский академический областной драматический театр

  • Драма
  • Адольф Шапиро
  • 1991
  • 84 мин
Прямая трансляция 24 января в 19:00 Камерный зал Филармонии

Филармонический дебют

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть