16+

В лесах и на горах

Драма
2001
230 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Спектакль по дилогии Павла Ивановича Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которую называют «энциклопедией жизни Заволжья», поставили в «Сфере» к 20-летию театра в декабре 2001 года. С тех пор спектакль про жизнь русских старообрядцев по праву считается визитной карточкой театра. В постановке принимает участие практически вся труппа театра.

Действие происходит на Волге, в семье купца-старовера. В центре сюжета две молодые девушки, страстные, гордые, красивые и очень разные. Их обеих настигает первая любовь, которая оказывается роковой. Смерть и монашеский постриг — вот плата за недолгое счастье. Спектакль насыщен яркими фольклорными композициями, задушевными народными песнями, протяжным старорусским языком, хороводами и задорными плясками, которые воссоздают картину национальных традиций и старинного уклада жизни.

Роман Должанский о режиссере Екатерине Еланской. Газета «Коммерсант» (2013 г.):

«Екатерина Ильинична Еланская была представителем одной из самых славных фамилий русского театра. Ее мать — актриса МХАТа Клавдия Еланская, отец — вошедший в историю Художественного театра режиссер Илья Судаков. <…> Окончив Школу-студию МХАТ, Еланская была принята в труппу Малого театра и вскоре стала играть ведущие роли. Но ни чисто актерская карьера, ни пребывание в славных академических стенах, как оказалось, ее не прельщали. Она поступила в режиссерскую аспирантуру. <…> Еланской хотелось прежде всего вырваться за пределы привычной сцены-коробки. Это сейчас освоением нетеатральных пространств никого не удивишь, сегодня где только не играют спектакли, а тогда идея была едва ли не еретической. Но Еланской удалось добиться своего: в 1981 году было принято решение о создании московского театра «Сфера» — название вполне отражало принцип организации пространства. Театр в московском саду «Эрмитаж» отличался оригинальным репертуаром: наряду с классиками здесь часто ставили авторов, которых в других театрах считали трудными и «несценичными», в афише мог появиться и мюзикл, и поэтическая композиция, Шукшин и Набоков, Довлатов и Островский, Мериме и Гумилев. <…> Еланская не только ставила, но и охотно писала инсценировки прозаических произведений. Внимание к литературе и форма зрительного зала диктовали аскетичный стиль, но при этом режиссер полагалась прежде всего на открытые актерские эмоции, на энергию и динамику сценических зрелищ. В «Сферу» охотно приходили играть актеры других московских театров, в том числе известные — Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Евгений Киндинов, Евгения Симонова и другие. Еланская, таким образом, одна из первых опробовала систему, которой сегодня опять же пользуются все, — соединить постоянную труппу-костяк с приглашенными звездами, способными не только привлечь публику, но и каждый спектакль превратить в событие». <…>

Писатель Павел Иванович Мельников-Печерский — русский прозаик и историк. Окончил Казанский университет. Служил учителем истории и библиотекарем. В начале 1840-х сблизился с В.И. Далем и архиепископом Иаковом, знатоком раскола. Много занимался краеведением, изучением статистики и археологии, работал в архивах. С 1847 года — чиновник особых поручений, в 1850-м причислен к Министерству иностранных дел. В эти годы активно боролся против раскольников (старообрядцев). Однако в эпоху реформ изменил свое мнение о расколе. По мнению Даля, «первостепенный знаток русского быта». Большую часть жизни Мельников проходил по чиновничьему делу. Писателем стал «по поводу». Для потомков же важно, что «повод» этот — «первый авторитет по вопросу раскола». Все свои произведения публиковал под псевдонимом Андрей Печерский. Написание двойной фамилии — традиция уже ХХ века.

Лев Анненский о Мельникове-Печерском. Цитируется по книге «Три еретика. Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове» (1988 г.):

«Несколько выдержек из служебных записок П. Мельникова. <…> Позиция 1854 года. Раскол есть неисцелимая язва на теле Российского государства. Он опаснее иноземных нашествий; если не принять решительных мер, то язва поразит организм и сведет его в могилу. Раскольник по природе бунтовщик. Всякий раскольник, независимо от толка, враждебен правительству; он не хочет исполнять законов, не признает присяги, поддерживает смуту. Он лукав и скрытен, он лицемер… <…> Нужны розги!

Позиция 1857 года. Розги не нужны. Двести лет преследований раскола ничего не дали. Раскольники никогда не заключали и теперь не заключают в себе ничего опасного для государства и общества. Преследовать их вредно. <…> Между 1854 и 1857 годами происходит в душе Мельникова тот самый поворот, <…> «от анафемы к аллилуйе». <…> Мельников меняет позицию со спокойной уверенностью человека, знающего, что в любом случае истина за ним. <…> Для понимания текстов писателя Андрея Печерского это обстоятельство не менее важно, чем для понимания действий чиновника Павла Мельникова. В стиле Печерского критики будут искать секрет «объективности», они будут говорить о позиции авторского «невмешательства», будут называть его «литератором факта». Я думаю, что перворазгадка этого стиля <…> в особенностях письма делового, на котором и выковалось перо Мельникова-Печерского. Идея заключается в том, что чиновник всегда прав. <…> Мельников — виртуоз отчета. <…> Удивительно другое: тот феноменальный эффект, который служебная хватка дает в художественных текстах Печерского». <…>

Правительство Николая I, по вековой инерции, давило (старообрядцев. — Прим. ред.). Правительство Александра II вдруг обнаруживает, что никто, в сущности, не ориентирован в предмете: применительно к расколу нет ни статистики, ни истории, ни законодательства. Александр II роняет соответствующее замечание — министерства и департаменты разворачивают соответствующую деятельность: собирают комитеты, снаряжают экспедиции, учиняют сыски… Мельников взлетает на этой волне. <…>

После известного нам поворота «от анафемы к аллилуйе» ставит противоположный диагноз: опасности нет, давить не следует, надо завоевывать доверие. <…> Мельников становится официальным экспертом по расколу. <…> К тридцати годам он знает все. Он главный российский «расколовед». В глазах староверов он «зоритель» и Антихрист; в глазах власти — специалист, без которого не обойтись в решении какого бы то ни было конкретного дела по расколу». <…>

Режиссер: Екатерина Еланская
В ролях: Василий Куприянов, Александр Алексеев, Людмила Корюшкина, Валентина Абрамова, Михаил Фоменко, Екатерина Ишимцева, Дмитрий Новиков, Павел Гребенников, Виктория Склянченкова, Надежда Перцева

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна