Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Два рассказа

1972 | СССР | Драма | 69 мин.
Режисcёр: Юрий Сааков
В ролях: Дмитрий Журавлёв
621

Два рассказа Антона Павловича Чехова, «Дама с собачкой» и «О любви», читает народный артист СССР Дмитрий Николаевич Журавлев. Музыкальное сопровождение составлено из произведений Александра Скрябина. В каталоге творческого объединения «Экран» «Два рассказа» упомянуты в числе фильмов-концертов, но это скорее полноценный моноспектакль блестящего чтеца Дмитрия Журавлева. Хотя на сцене лишь выгородка из нескольких стульев, кресла и столика, нет смен костюмов, активного действия, тем не менее возникает атмосфера спектакля, разыгранного характерными героями.


На момент записи «Двух рассказов» в 1972 году Дмитрий Журавлев был признанным мастером художественного слова, народным артистом, профессором, преподающим в Школе-студии МХАТ. Его стаж на сцене уже тогда составлял более половины века. И он стоял в одном ряду с лучшими чтецами-современниками: А.Я. Закушняком, И.В. Ильинским, В.Н. Яхонтовым, С.Ю. Юрским. Журавлев начинал как актер Симферопольского драматического театра в 1920 году. Затем окончил училище при Театре имени Вахтангова и остался работать в Москве. С 1931 года начал выступать как чтец, в репертуар отбирал произведения русской и советской поэзии и прозы. Сам артист писал о первых выступлениях так: «Еще ряд лет я продолжал совмещать работу в театре и на эстраде. В 1940 году я окончательно покинул театр и при всем моем пристрастии к актерскому искусству ни разу не пожалел об уходе из театра».


Программы, составленные из произведений Пушкина, Блока, Маяковского, Бабеля, Зощенко и других классиков русской и советской литературы, пользовались неизменной популярностью не только у слушателей, приходивших на концерты, но и на радио.


В своей книге «Сорок лет и один год» режиссер, сценарист и актриса Ольга Кознова описывает яркие впечатления от выступлений Дмитрия Журавлева: «Чтецом он был прекрасным, и я, с детства посещавшая с моим отцом знаменитые вечера Яхонтова, Журавлева, Аксенова, любила, как Дмитрий Николаевич читал «Войну и мир»: и про Петю (все плакали!), и про Наташу».


Исполнение Журавлева хорошо известно нескольким поколениям зрителей. И даже не знакомые с его театральной карьерой люди наверняка видели мультфильмы «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и «Поди туда, не знаю куда» (1966), в озвучивании которых участвовал артист.


Произведения, выбранные для спектакля «Два рассказа», были созданы Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Если «Дама с собачкой» был опубликован в журнале «Русская мысль» как совершенно самостоятельное, отдельное произведение, то «О любви» был включен писателем в «Маленькую трилогию» наряду с «Человеком в футляре» и «Крыжовником». Создатели спектакля сделали выбор исходя из внутреннего настроения этих произведений, не только смысловой, но и эмоциональной общности этих двух рассказов. В обоих произведениях присутствует тема маленького человека, незавершенности отношений, неспособности реализовать героями собственное чувство из-за собственных представлений о «правильном» социальном поведении. В полной мере в них выражена концепция некоммуникативности, ярко проявленная в позднем творчестве писателя.


Некоторые исследователи творчества Чехова считают, что рассказ «Дама с собачкой» был написан по впечатлениям от встречи Антона Павловича с самой главной любовью всей его жизни Ольгой Книппер. Во время знакомства со своей будущей супругой Чехов уже знал, что его тяжелая болезнь не позволит им быть вместе долго. И этим щемящим ощущением невозможности счастливой жизни с любимым и любящим человеком пропитаны оба рассказа, прочитанные Дмитрием Журавлевым.


Ловя редкие минуты счастья, а потом пытаясь забыть свою боль, существуют герои этих рассказов – москвич Гуров и провинциалка Анна Сергеевна фон Дидериц («дама с собачкой») и помещик Алехин. Но именно недостижимость счастья и преображает героев внутренне. Особенно это заметно в образе соблазнителя «дамы с собачкой» Дмитрия Дмитриевича Гурова, чьим прототипом, возможно, Чехов видел себя. Став педагогом, Журавлев подробно описывал техники по созданию яркого и интересного словесного образа на сцене. Важнейшим при работе над текстами Чехова он считал использование фантазии чтеца. Чеховские образы лаконичны, описания практически отсутствуют, вместо них – детали. Именно поэтому сила воображения артиста так важна. При подготовке Журавлев подробно, до мельчайших черточек, представлял все – от внешности героев до обстановки, в которой происходит действие. Благодаря этому герои, словами которых говорит чтец, объемные, разные, характерные. И всего этого актер добивается лишь силой слова, а не изображения. Фильм-концерт «Два рассказа» не самый популярный в обширной творческой биографии Дмитрия Журавлева. Но он раскрывает еще одну грань его таланта – способность «рассказывать не рассказывая», то есть мастерски передавать подтекст, который так важен в произведениях Антона Павловича Чехова. Главное достоинство спектакля «Два рассказа» – точная передача сложнейшего авторского стиля чтецом.

Смотрите также

  • Драма
  • Галина Волчек
  • 1974
  • 133 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Виктор Рыжков
  • 1986
  • 115 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Аркадий Кац
  • 2000
  • 59 мин

Центральный Дом Актера им. А.А. Яблочкиной

Прямая трансляция 22 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Дж. Верди – «Травиата»

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Мероприятия под открытым небом будут идти все лето.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть