Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Дамы и гусары

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 1976 | СССР | Мелодрама | 135 мин.
Режисcёр: Александра Ремизова, Анатолий Ниточкин
В ролях: Юрий Яковлев, Алла Казанская, Владимир Осенев, Людмила Целиковская, Юрий Волынцев, Лариса Пашкова, Алексей Кузнецов, Екатерина Райкина, Александр Граве, Анатолий Борисов, Владимир Шлезингер
1341
Экранизация одноименного спектакля по пьесе А. Фредро.

Из статьи С. Челка «Дамы и гусары» в газете «Крымские известия» (2007 г.):
Музыкальная комедия «Дамы и гусары» польского драматурга Александра Фредро, созданная в 1825 году.

А. Фредро жил и творил в Галиции. В молодые годы был участником наполеоновских войн, в 1812 году побывал в русском плену, а после возвращения на родину увлекся драматургией. Он автор 40 пьес.

«Дамы и гусары» – прекрасный образец «комедии положений», одна из лучших пьес драматурга. Более 180 лет она не сходит со сцен театров не только Польши, но и многих других стран мира. Картины из жизни польской шляхты построены А. Фредро в фарсово-гротескном плане, в то же время он относится к своим героям с большой симпатией. В занимательном сюжете использован хорошо известный мотив посрамления самонадеянных женоненавистников.

Музыку к спектаклю написал современный композитор Лев Солин – автор балетов, оперетт и музыки ко многим театральным постановкам московских театров им. Вахтангова, им. Маяковского, им. Ленинского комсомола, Свердловского театра оперетты, Музыкального театра в Софии. Она подчеркивает комедийность сцен и ситуаций, лирична. В этой музыке получили отражение шуточные и игровые темы, юмор и жизнелюбие героев. Легкие вальсы, страстное танго, зажигательный шейк, ариозо, дуэты и романсы придают постановке особую прелесть

Из книги И.Л. Сергеевой, М.Р. Литвин «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова. 1913–1996 гг.»:
Комедия для вахтанговцев была практически беспроигрышным жанром. Стало традицией выпускать хотя бы по одному такому спектаклю в год. Сезон 1960/1961 начался премьерой комедии «Дамы и гусары» польского классика А. Фредро в постановке А. Ремизовой. Этот остроумный музыкальный спектакль восходил к водевильной традиции «Льва Гурыча Синичкина».

Сюжет о том, как старый гусар и его друзья, проводившие отпуск в холостяцких забавах, из женоненавистников превращались в пылких обожателей дам, был полон веселой суматохи и бесконечной путаницы. Актеры наслаждались пребыванием на сцене, каждый был по-своему хорош: и ротмистр – В. Осенев, и молодой поручик – В. Дугин, и добрейший капеллан гусарского полка – Н. Пажитнов, и сочиненный театром старик капельмейстер пан Казик – В. Шлезингер. Неотразимы были и все дамы: Оргонова (Е. Алексеева), Дындальская (М. Синельникова), Анеля (Д. Андреева) и юная восторженная Софья (Е. Райкина). Но самым неожиданным в роли старого майора стал Ю. Яковлев. Исполнитель ролей молодых интеллектуалов и фатов вдруг сыграл шестидесятилетнего вояку, доброго чудака, доверчивого и наивного. Поначалу эту роль намечали для Рубена Симонова, но он отказался, говоря, что уже нет сил, а потом уверял, что не сумел бы сыграть так, как Яковлев.

Из книги Юрия Яковлева «Альбом судьбы моей» (1997 г.):
«Шел 1959 год. Режиссер Александра Исааковна Ремизова, талантливейший мастер, с редким чутьем на нужную театру пьесу, не сомневалась, что откопала превосходную роль для Николая Олимпиевича Гриценко, Майора в польском водевиле «Дамы и гусары». Но он отказался – что-то его оттолкнуло. Отказался и другой несомненный мастер комедии, Николай Сергеевич Плотников. Вслед за ними – Рубен Николаевич Симонов: «Староват я плясать да петь!» И тогда сыграть Майора предложили... мне! Как? Каким образом? Актеру – 30 лет, персонажу – 60! Но мало того, что надо добиться достоверности в возрасте, еще же каким-то образом необходимо сделать эти 60 лет ребячливыми, шалопайскими, молодыми душой. Как все это соединить, постарев и помолодев одновременно?! Ремизова отвечала мягко, но уверенно: «Вы сыграете».

Между тем первые же репетиции вызвали групповой протест актрис старшего поколения, игравших сестер Майора. Елизавета Георгиевна Алексеева, Мария Дмитриевна Синельникова, Дина Андреевна Андреева, а вслед за ними и подчиненные Майора, которых играли Борис Митрофанович Шухмин и Анатолий Иванович Борисов, решительно отвергали мое назначение на роль. Да и я понимал, что не «монтируюсь» с ними ни по возрасту, ни по опыту.

Но вспомнились мне крутые уроки В.И. Москвина. Я мысленно шарахнул кулаком по столу и сказал себе: «Мо-оже-ешь!» Затем с честью выдержал шоковую терапию и с каждой репетицией все более убеждал маститых партнеров в своем праве на роль Майора. Такое право вскоре признавали все мои оппоненты.

Никому я не открыл, какая путеводная звезда вела меня. Впрочем, их было даже две. В.И. Москвин помог собрать волю в кулак, а добрым примером послужил Н.К. Черкасов, который когда-то, в тридцатилетнем возрасте, блистательно сыграл в кино семидесятилетнего профессора Полежаева. Уж если для киноэкрана, где каждая морщинка видна зрителю, такое достижимо, почему не могу я – в театре?

Вдохновению чаще всего сопутствует муза. Мне она явилась в образе молоденькой, только что пришедшей в театр после училища Катюши Райкиной. Согласно сюжету водевиля, мой Майор влюбляется в ее героиню, юную пани Зосю. Я начал было влюбляться от имени персонажа, но вскоре обнаружил, что по уши влюблен сам. Это чувство внесло изменения в мою семейную жизнь, и, несмотря на непродолжительность нашего союза, он до сих пор вспоминается с благодарностью и большим уважением к Екатерине Аркадьевне.

Пан Майор оказался сценическим долгожителем. Я почти сравнялся с ним в возрасте, когда спектакль сошел с репертуара. Полностью сменились мои сестры – их играли превосходные актрисы второго поколения: Алла Казанская, Лариса Пашкова, Людмила Целиковская. Не стало В. Шухмина, А. Борисова, Н. Пажитнова, вслед за ними ушли из жизни более молодые, Н. Осенев и мой ближайший друг Владимир Шлезингер... Им я так или иначе обязан успехом в одной из самых «вахтанговских» своих ролей. Светлая память художникам, каждый из которых мог быть украшением любой талантливой и прославленной труппы. До сих пор не перестаю удивляться, как был богат яркими дарованиями, неповторимыми индивидуальностями мой родной театр...»

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Елена Мачерет
  • 1981
  • 35 мин
  • Мелодрама
  • Юрий Темирканов
  • 1984
  • 152 мин

Мариинский театр

  • Мелодрама
  • Юрий Григорович
  • 1973
  • 152 мин

Государственный академический Большой театр

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть