Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Обиды не страшась, не требуя венца...

1986 | СССР | Драма | 55 мин.
Режисcёр: Алина Казьмина
В ролях: Яков Смоленский
573
Последней пушкинской работой народного артиста России Якова Смоленского стала композиция «Обиды не страшась, не требуя венца...», написанная по публицистическим наброскам и черновикам Александра Сергеевича Пушкина. Это размышления великого классика о творчестве, критиках, роли поэта в общественной жизни.

Статья о Якове Смоленском из энциклопедии «Эстрада в России. ХХ век» (2004 г.):
«Смоленский Яков Михайлович (28.02.20. Ленинград – 09.03.95. Москва) – мастер художественного слова, драматический актер, режиссер, педагог, народный артист РСФСР (1988), профессор.

Перед войной учился на филологическом факультете ЛГУ, окончить который помешала война. Добровольцем пошел на фронт. Воевал под Ленинградом. После ранения был демобилизован и отправлен в Омск, где в это время находился театр им. Е. Вахтангова. Смоленского приняли сразу на 3-й курс Щукинского училища. Учился у Ц. Мансуровой, Р. Симонова, К. Семенова (по сценической речи). В 1945 году Смоленский окончил Училище им. Щукина и стал артистом Театра им. Е. Вахтангова. По возвращении в Москву одновременно начал давать концерты. В 1947 году – «М. Горький. Рассказы». В 1950-м стал лауреатом конкурса чтецов Маяковского. <...> К середине 60-х в репертуаре Смоленского уже были впервые (после В. Яхонтова) прочитанные поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». В 1956 году была создана программа «Шекспир. Сонеты». В 1958 году Смоленский ушел из театра, оставив за собой преподавательскую работу в училище и стал артистом Московской филармонии.

В 60-е годы Смоленский читает в основном произведения современных авторов, преимущественно отечественных. Этот период начинается с исполнения поэмы А. Твардовского «За далью – даль». Поэтические программы продолжаются литературно-музыкальной композицией на стихи С. Есенина, вечером поэзии К. Кулиева и Р. Гамзатова (1965). А завершением стала в 1969 году «Поэзия Давида Самойлова». В нее в входили стихи о войне «Сороковые-роковые», поэма «Ближние страны». В программе отразилась судьба поколения, к которому принадлежал и сам артист. <...>

В 60-е были созданы лучшие композиции Самойлова по прозе: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1963), «Золотая роза» К. Паустовского и «Три товарища» Э.-М. Ремарка. Чтение Смоленского отличалось глубиной постижения мира автора, точностью в передаче его стиля. Смоленский размышлял на эстраде, его мысль сливалась с мыслью автора, возникал внутренний сюжет произведения – интеллектуальное, духовное действие. Пафос мысли чтеца, сдержанная страстность его раздумий делали слушателя сопричастным движению мысли. В некоторых работах Смоленский допускал элемент декорации, мизансцены. Так было в композиции по сказке Сент-Экзюпери.

В 1970 году случилось главное событие в творчестве Смоленского. Он исполнил (впервые после Яхонтова) полный текст «Евгения Онегина» за три вечера. <...> Артист шел к этому долгие годы, начиная с 1950 года, читая отдельные главы и композиции по роману Пушкина. Все, что исполнял этот мастер на эстраде, всегда было продуманно, отобрано, значительно и весомо. На всем лежала печать большой культуры. Смоленский <...> не только практик, но и теоретик искусства. В своих статьях и книгах он поднимал сложные проблемы взаимоотношений между театром и литературной эстрадой».

Фрагмент аннотации Ольги Итиной к пластинке А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», роман в стихах читает Яков Смоленский:
«В Пушкине Смоленского нет юношеской легкости и горячности. Это зрелый, сдержанный человек, наблюдательный, чуть ироничный. Пластично и точно звучат стихи. В его исполнении покоряет законченность, полнота звучания, объемность, «взвешенность» всей строфы в целом».


Смотрите также

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1981
  • 112 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Андрей Гончаров
  • 1979
  • 136 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1990
  • 98 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть