Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Обиды не страшась, не требуя венца...

1986 | СССР | Драма | 55 мин.
Режисcёр: Алина Казьмина
В ролях: Яков Смоленский
466
Последней пушкинской работой народного артиста России Якова Смоленского стала композиция «Обиды не страшась, не требуя венца...», написанная по публицистическим наброскам и черновикам Александра Сергеевича Пушкина. Это размышления великого классика о творчестве, критиках, роли поэта в общественной жизни.

Статья о Якове Смоленском из энциклопедии «Эстрада в России. ХХ век» (2004 г.):
«Смоленсий Яков Михайлович (28.02.20. Ленинград – 09.03.95. Москва) – мастер художественного слова, драматический актер, режиссер, педагог, народный артист РСФСР (1988), профессор.

Перед войной учился на филологическом факультете ЛГУ, окончить который помешала война. Добровольцем пошел на фронт. Воевал под Ленинградом. После ранения был демобилизован и отправлен в Омск, где в это время находился театр им. Е. Вахтангова. Смоленского приняли сразу на 3-й курс Щукинского училища. Учился у Ц. Мансуровой, Р. Симонова, К. Семенова (по сценической речи). В 1945 году Смоленский окончил Училище им. Щукина и стал артистом Театра им. Е. Вахтангова. По возвращении в Москву одновременно начал давать концерты. В 1947 году – «М. Горький. Рассказы». В 1950-м стал лауреатом конкурса чтецов Маяковского. <...> К середине 60-х в репертуаре Смоленского уже были впервые (после В. Яхонтова) прочитанные поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». В 1956 году была создана программа «Шекспир. Сонеты». В 1958 году Смоленский ушел из театра, оставив за собой преподавательскую работу в училище и стал артистом Московской филармонии.

В 60-е годы Смоленский читает в основном произведения современных авторов, преимущественно отечественных. Этот период начинается с исполнения поэмы А. Твардовского «За далью – даль». Поэтические программы продолжаются литературно-музыкальной композицией на стихи С. Есенина, вечером поэзии К. Кулиева и Р. Гамзатова (1965). А завершением стала в 1969 году «Поэзия Давида Самойлова». В нее в входили стихи о войне «Сороковые-роковые», поэма «Ближние страны». В программе отразилась судьба поколения, к которому принадлежал и сам артист. <...>

В 60-е были созданы лучшие композиции Самойлова по прозе: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1963), «Золотая роза» К. Паустовского и «Три товарища» Э.-М. Ремарка. Чтение Смоленского отличалось глубиной постижения мира автора, точностью в передаче его стиля. Смоленский размышлял на эстраде, его мысль сливалась с мыслью автора, возникал внутренний сюжет произведения – интеллектуальное, духовное действие. Пафос мысли чтеца, сдержанная страстность его раздумий делали слушателя сопричастным движению мысли. В некоторых работах Смоленский допускал элемент декорации, мизансцены. Так было в композиции по сказке Сент-Экзюпери.

В 1970 году случилось главное событие в творчестве Смоленского. Он исполнил (впервые после Яхонтова) полный текст «Евгения Онегина» за три вечера. <...> Артист шел к этому долгие годы, начиная с 1950 года, читая отдельные главы и композиции по роману Пушкина. Все, что исполнял этот мастер на эстраде, всегда было продуманно, отобрано, значительно и весомо. На всем лежала печать большой культуры. Смоленский <...> не только практик, но и теоретик искусства. В своих статьях и книгах он поднимал сложные проблемы взаимоотношений между театром и литературной эстрадой».

Фрагмент аннотации Ольги Итиной к пластинке А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», роман в стихах читает Яков Смоленский:
«В Пушкине Смоленского нет юношеской легкости и горячности. Это зрелый, сдержанный человек, наблюдательный, чуть ироничный. Пластично и точно звучат стихи. В его исполнении покоряет законченность, полнота звучания, объемность, «взвешенность» всей строфы в целом».


Смотрите также

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1988
  • 72 мин

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

  • Драма
  • Владимир Андреев
  • 1985
  • 152 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть