Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Анфиса

Театр «Современник» | 1992 | Россия | Мелодрама | 117 мин.
Режисcёр: Галина Волчек
В ролях: Ольга Дроздова, Марина Неёлова, Геннадий Фролов, Екатерина Семёнова, Борис Дьяченко, Елена Миллиоти, Галина Соколова, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных
1391

Спектакль «Анфиса», поставленный Галиной Волчек в 1991 году, стал результатом активного поиска новых тем и художественных ориентиров для театра «Современник». Полузабытое произведение Леонида Андреева со всей своей мрачной, болезненной обстановкой, в которой персонажи, наподобие выцветших, изъеденных временем скульптур, демонстрируют трещины собственной души, было созвучно потребности разобраться в самых главных, «проклятых вопросах». Сохраняя в основе мелодраматический сюжет, Галина Волчек решила усилить традиционные для эпохи модерна мотивы: и дьявольский хохот за сценой, и множество дверей, иллюстрирующих идею жизни как лабиринта, и красно-черные тона костюмов, символизирующие «нравственный кризис», – все это работало в первую очередь на зрелищность, дополнительную экспрессию формы. Но за декоративностью постановки не терялась основа пьесы Андреева – интерес к бессознательному, к панпсихизму как смыслу обновленного театра, о котором мечтал сам автор.


Герои то и дело кружатся, как будто в балагане, в разрушительном вихре страсти и жестокости. Именно безжалостность, доходящая до крайности, является стержнем драматического конфликта в пьесе. Марине Нееловой (Анфиса) и Борису Дьяченко (Костомаров) предстояло сыграть настоящую «анатомию страсти», не превратив ее в банальный инстинкт. В пьесе Андреева, как и у Чехова, есть три сестры. Но отношения между ними совершенно противоположные. Как писал современник Андреева И. Анненский: «Те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти – черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушные, а эти – Анфиса с сестрами – снедаемы темными страстями». Именно так играет Анфису Марина Неелова – в постоянных срывах, сменах ритма, что придает образу нервозную, слегка истеричную интонацию женщины, которая безысходно пытается изжить, высушить свою страсть с целью обрести любовь. Но взамен любви Анфиса вносит в мир разрушение.


Искушенному зрителю остается лишь наблюдать за мучительным процессом распада родственных связей. Публике это занятие пришлось по душе, в связи с чем к Галине Волчек, после того как в 1992 году «Анфису» пришлось исключить из репертуара, стали регулярно приходить письма с просьбой вернуть спектакль на сцену. Известно, что на роль Анфисы не было найдено достойной замены Нееловой, которая улетела с мужем-дипломатом во Францию. По словам Волчек: «...Когда Марина возвратилась, мы с этой постановкой вернулись на сцену. И опять произошло неприятное событие, остановившее этот спектакль: мы вынуждены были расстаться с артистом, игравшим главную роль. Я все время чувствовала какую-то внутреннюю потребность вернуться к спектаклю. После «Трех сестер» я почувствовала внутреннюю связь Леонида Андреева и моего любимейшего Антона Павловича Чехова и стала разбираться в неслучайности совпадений: там три сестры, тут три сестры». Галине Волчек удалось зарифмовать чеховскую и андреевскую драму: недосказанность первой нашла свое специфическое отражение в иррациональности второй. Условны или нет данные сопоставления и переклички – не столь важно. В любом случае для театра «Современник» постановка «Анфисы» стала свидетельством не только художественной убедительности Андреева-драматурга, но и способности режиссера вдумчиво отнестись к тексту, оживив и наполнив его необходимым, современным звучанием.

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Людмила Матис
  • 2015
  • 113 мин

«Драма номер три»

  • Мелодрама
  • Елена Скачко
  • 1959
  • 126 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Мелодрама
  • Игорь Максимчук
  • 2002
  • 103 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть