16+

Господа Головлевы

Драма
1978
161 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Роман «Господа Головлевы» возникал как-то неожиданно. При появлении первых его глав автор еще не знал, что напишет роман.

Для театральной сцены «Господа Головлевы» представляют собой прекрасный художественный материал: здесь есть и социальный план, и личностный, сосредоточенный в невероятно сложном образе Иудушки. Тьма, поглощающая свет при помощи празднословия и лицемерия, ненависть и потрясающее ханжество — все эти особенности позволяли разным режиссерам по-своему интерпретировать произведение Салтыкова-Щедрина, причем не только как сатирическое разоблачение уже отживающей системы крепостного права, но и как трагедию метафизическую, связанную с первоочередными вопросами о Боге, бессмертии, предательстве.

Главный персонаж романа, Иудушка, терроризирует свою семью, извлекая выгоду из любого несчастья, в котором оказываются его близкие, при этом искренне прикрываясь именем Божьим и оправдывая свои поступки Священным Писанием. Общественный кризис Щедрин исследует на примере вырождения отдельной семьи. Евгений Весник, в 1976 году создавший свою театральную версию щедринской истории для Малого театра, тщательно прорабатывал все детали. В «Записках артиста» он писал следующее: «В процессе создания спектакля по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы долго не могли найти специфическую атмосферу дома, семьи, в которой под вуалью благополучия, лживого семейного внимания, любви к маменьке и папеньке господствовали подозрительность, неприязнь друг к другу… Подчеркнутые фарисейство или благополучие не давали должного результата: в первом случае все делались удивительно противными, во втором — нагло врущими и просто примитивными… Как-то репетицию посетил мой знакомый священнослужитель из города Судиславля (в Костромской области) и, сильно окая (как все волжане), обронил: «Все хорошо, все по книжке салтыковской, все натурально, только вот, говоря о Боге, о любви к нему, молясь, крестясь, все лицедеи твои, артисты значит, пребывают в состоянии безбожников, которым что колбаса, что Бог… Нельзя обращаться к Господу Богу поспешно, походя, невзначай, словно спешишь ручей вброд, штаны задравши, перебежать, чтобы в магазин поспеть до закрытия… Вера во Всевышнего требует покоя душевного, неторопливости, уединения. А уж если обращаешься к Богу, не забудь поднять глаза ввысь — там он, там, на небе, Бог-то! И не многословь…». Спасибо батюшке. Вроде бы подсказана небольшая деталь, но именно эта деталь во многом оказалась решающей в успехе спектакля!».

Действительно, атмосфера спектакля была найдена: обращения героев к Богу превратились в ритуал, который придавал процессам, разлагавшим семью, дополнительную театральность. Словно сам Щедрин стремился изобразить своих героев именно как актеров «домашнего театра», повторяющих заученный библейский текст. В лицемерную вежливость и любовь играет вся семья, и вся семья за свое фарисейство уничтожаются Богом и автором. Во многом успех постановки Малого театра был связан с Еленой Николаевной Гоголевой, сыгравшей мать семейства Арину Головлеву. В ее образе нет лишней сердобольности и покладистости, перед нами не беспомощная старушка, как, например, в постановке Льва Додина 1984 года. Гоголева играет настоящую дворянку, властную и справедливую, способную пусть и недолго, но все же противостоять «праздномысленному» пустословию Иудушки. Роль главного «кровопийцы» семейства Весник предложил Виталию Доронину. «Мне хотелось, чтобы Иудушка был не сразу противен зрителю, чтобы поначалу даже вызывал симпатию, потому я и пригласил на роль Доронина. И не ошибся. Спектакль имел большой успех, а игра Доронина вызывала просто шквал оваций». Актер полтора года работал над образом, желая наполнить его парадоксальной новизной — сочетанием человечности и химерической, уродливой тяги к стяжательству. Отыграв спектакль всего лишь четыре раза, Доронин умер.

Спустя два года Весник предложил сыграть Иудушку Владимиру Кенигсону, который также искал в первую очередь те стороны характера Иудушки, которые сближают его с каждым человеком. Образ дерева, которым завершается телеспектакль как бы намекает на то, что процесс разложения семьи Головлевых произошел на генетическом уровне, где каждое последующее поколение отражает предыдущее, из-за чего лишь возрастает ответственность каждого члена семейного рода. И тот путь, которым пошли Головлевы — это путь противоестественный, в нем доминирует, как писал в своих актерских тетрадях еще один гениальный исполнитель роли Иудушки Иннокентий Смоктуновский, «цепная воспроизводимость безнравственности». И потому такой жизненный итог: «Лгал, пустословил, притеснял… — зачем?».

Режиссеры: Евгений Весник, Николай Александрович
В ролях: Аркадий Смирнов, Елена Гоголева, Борис Горбатов, Владимир Кенигсон, Наталья Вилькина, Ярослав Барышев, Клавдия Блохина, Генриетта Егорова, Сергей Харченко, Борис Телегин, Владимир Дубровский, Зинаида Андреева

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна