Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Будьте здоровы

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 1985 | СССР | Комедия | 146 мин.
Режисcёр: Владимир Семаков, Владимир Шлезингер
В ролях: Владимир Этуш, Вероника Саркисова, Григорий Абрикосов, Агнесса Петерсон, Марианна Вертинская, Владимир Иванов, Виктор Зозулин
2042
Пьеса Пьера Шено «Будьте здоровы», написанная в 70-е годы прошлого века, продолжает литературную традицию, заложенную еще французским классицизмом. В 1976 году пьеса была удостоена премии Тристана Бернара и поставлена в пятидесяти странах мира. Эта комедия нравов неожиданно и ярко предстает в изложении Владимира Семакова и Владимира Шлезингера, смешивая в себе дух Франции 70-х годов и настроения последних лет существования Советского Союза. «Будьте здоровы» – последняя режиссерская работа Шлезингера и сочетает в себе обе стороны его художественного таланта – комическую и драматическую.

Популярный писатель Буасьер неожиданно умирает, оставив после себя внушительное наследство. Не только деньги, но и дома, картины, старинное оружие, необыкновенные сады, книги, коллекционные вина. Его смерть, как это обычно и бывает в подобных сюжетах, становится выгодной близкому окружению. Но только безутешные родственники готовятся вкусить от плодов свалившегося на их голову богатства, покойник оживает, и не понять, в чем дело: то ли это чудо, то ли розыгрыш Буасьера. Тут-то и начинается действо: герои «сбрасывают маски», предъявляя свои истинные лица и обнажая не прикрытую хорошими манерами сущность, и начинают сражаться за наследство.

Действующие лица поставлены в тупик странной смертью писателя: все хотят денег покойного, но никто не может понять, что же происходит. А «усопший» чихает, просит дать ему поесть и шевелится, а после начинает передвигаться по дому и даже покидает его пределы. Однако смерть уже констатирована, деньги поделены, и герои делают все, чтобы похороны состоялись. Служанку, публично объявившую Буасьера живым, они выставляют сумасшедшей.

Покойника окружает набор гротескных фигур: молодая неверная жена, простоватая прижимистая служанка, тщеславный доктор, глуповатая дочь и зять-делец. Типичность персонажей характерна для комедии нравов. Они эмоциональны, наделены яркими, выпуклыми чертами, блестяще переданными актерами. Так сохранена условность происходящего – в лучших традициях театра имени Вахтангова. «Как страшно так сильно любить мужчину», – говорит Вивиан Буасьер, и мы видим, как стремительно и непреклонно Марианна Вертинская преображается из светской львицы в испуганную женщину, оказавшуюся в плену страстей. Ради них она готова на преступление. Монолог зятя Буасьера Людовика Мерикура о демонической власти денег похож на танец темной и светлой сторон человеческой души, и лицо Владимира Этуша отражает победившее его искушение – застывший взгляд, полуоткрытый, искаженный гримасой рот.

«Заработанные пером преуспевающего писателя, чьи бульварные романы продавались «во всех вокзальных киосках», миллионы Стефана Буасьера сами становятся действующим лицом драмы, ежеминутно напоминая о себе, потому что гротескное, насыщенное иронией и сарказмом действие все время вращается вокруг этих миллионов. За образной системой постановки стоит целостная, хотя и глубоко парадоксальная идея проверки качеств героев на «от века признанных «лакмусовых бумажках»: деньги, слава, власть», – писала о постановке в журнале «Тихоокеанская звезда» Софья Липатова.

Герои пьесы – представители современных Пьеру Шено социальных слоев. В их взаимодействии обнаруживается весь набор пороков: жажда наживы любой ценой, победа любви к комфорту над совестью, принесение в жертву чести ради репутации, измена, ложь и лицемерие. Смерть Стефана Буасьера – для кого-то возможность выплатить долг и продолжать роскошную жизнь, кому-то – оплачивать любовника, а другому – повысить рейтинг телепередач о здоровье. Еще одну грань возможного поведения демонстрирует и служанка Луиза: став единоправной владелицей наследства, она принимает решение в духе «взять все и поделить». При этом выломать паркеты эпохи Людовика XIV и заменить их плюшевыми дорожками, на месте цветов посадить огород, зацементировать аллею, разрушить мир, в котором она была служанкой Луизой, чтобы стать госпожой нового мира – мадам Соте. Намек на ее финальное перевоплощение, кстати, обозначен в самом начале спектакля, когда Луиза определяет писательский талант Буасьера как «силу добычи прибыли».

Постановка комедии Шено дает зрителю шанс узнать в персонажах самих себя. Уместно вспомнить слова, сказанные когда-то самим Евгением Вахтанговым: «Ах, какие смешные люди! Все милые и сердечные, у всех есть прекрасные возможности быть добрыми, а заели их улица, доллары, биржа. Откройте это доброе сердце их, и пусть они дойдут до экстатичности в своем упоении от новых, открывшихся им чувств, и вы увидите, как откроется сердце зрителя. А зрителю это нужно, потому что у него есть улица, золото, биржа…»

Смотрите также

  • Комедия
  • Сергей Колосов
  • 1961
  • 86 мин

Центральный академический театр Российской армии

  • Комедия
  • Игорь Ильинский
  • 1983
  • 157 мин

Государственный академический Малый театр

  • Комедия
  • Лев Машлятин
  • 1973
  • 120 мин

Российский академический молодежный театр

Прямая трансляция 22 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Дж. Верди – «Травиата»

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Мероприятия под открытым небом будут идти все лето.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть