Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Будьте здоровы

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 1985 | СССР | Комедия | 146 мин.
Режисcёр: Владимир Семаков, Владимир Шлезингер
В ролях: Владимир Этуш, Вероника Саркисова, Григорий Абрикосов, Агнесса Петерсон, Марианна Вертинская, Владимир Иванов, Виктор Зозулин
1432
Пьеса Пьера Шено «Будьте здоровы», написанная в 70-е годы прошлого века, продолжает литературную традицию, заложенную еще французским классицизмом. В 1976 году пьеса была удостоена премии Тристана Бернара и поставлена в пятидесяти странах мира. Эта комедия нравов неожиданно и ярко предстает в изложении Владимира Семакова и Владимира Шлезингера, смешивая в себе дух Франции 70-х годов и настроения последних лет существования Советского Союза. «Будьте здоровы» – последняя режиссерская работа Шлезингера и сочетает в себе обе стороны его художественного таланта – комическую и драматическую.

Популярный писатель Буасьер неожиданно умирает, оставив после себя внушительное наследство. Не только деньги, но и дома, картины, старинное оружие, необыкновенные сады, книги, коллекционные вина. Его смерть, как это обычно и бывает в подобных сюжетах, становится выгодной близкому окружению. Но только безутешные родственники готовятся вкусить от плодов свалившегося на их голову богатства, покойник оживает, и не понять, в чем дело: то ли это чудо, то ли розыгрыш Буасьера. Тут-то и начинается действо: герои «сбрасывают маски», предъявляя свои истинные лица и обнажая не прикрытую хорошими манерами сущность, и начинают сражаться за наследство.

Действующие лица поставлены в тупик странной смертью писателя: все хотят денег покойного, но никто не может понять, что же происходит. А «усопший» чихает, просит дать ему поесть и шевелится, а после начинает передвигаться по дому и даже покидает его пределы. Однако смерть уже констатирована, деньги поделены, и герои делают все, чтобы похороны состоялись. Служанку, публично объявившую Буасьера живым, они выставляют сумасшедшей.

Покойника окружает набор гротескных фигур: молодая неверная жена, простоватая прижимистая служанка, тщеславный доктор, глуповатая дочь и зять-делец. Типичность персонажей характерна для комедии нравов. Они эмоциональны, наделены яркими, выпуклыми чертами, блестяще переданными актерами. Так сохранена условность происходящего – в лучших традициях театра имени Вахтангова. «Как страшно так сильно любить мужчину», – говорит Вивиан Буасьер, и мы видим, как стремительно и непреклонно Марианна Вертинская преображается из светской львицы в испуганную женщину, оказавшуюся в плену страстей. Ради них она готова на преступление. Монолог зятя Буасьера Людовика Мерикура о демонической власти денег похож на танец темной и светлой сторон человеческой души, и лицо Владимира Этуша отражает победившее его искушение – застывший взгляд, полуоткрытый, искаженный гримасой рот.

«Заработанные пером преуспевающего писателя, чьи бульварные романы продавались «во всех вокзальных киосках», миллионы Стефана Буасьера сами становятся действующим лицом драмы, ежеминутно напоминая о себе, потому что гротескное, насыщенное иронией и сарказмом действие все время вращается вокруг этих миллионов. За образной системой постановки стоит целостная, хотя и глубоко парадоксальная идея проверки качеств героев на «от века признанных «лакмусовых бумажках»: деньги, слава, власть», – писала о постановке в журнале «Тихоокеанская звезда» Софья Липатова.

Герои пьесы – представители современных Пьеру Шено социальных слоев. В их взаимодействии обнаруживается весь набор пороков: жажда наживы любой ценой, победа любви к комфорту над совестью, принесение в жертву чести ради репутации, измена, ложь и лицемерие. Смерть Стефана Буасьера – для кого-то возможность выплатить долг и продолжать роскошную жизнь, кому-то – оплачивать любовника, а другому – повысить рейтинг телепередач о здоровье. Еще одну грань возможного поведения демонстрирует и служанка Луиза: став единоправной владелицей наследства, она принимает решение в духе «взять все и поделить». При этом выломать паркеты эпохи Людовика XIV и заменить их плюшевыми дорожками, на месте цветов посадить огород, зацементировать аллею, разрушить мир, в котором она была служанкой Луизой, чтобы стать госпожой нового мира – мадам Соте. Намек на ее финальное перевоплощение, кстати, обозначен в самом начале спектакля, когда Луиза определяет писательский талант Буасьера как «силу добычи прибыли».

Постановка комедии Шено дает зрителю шанс узнать в персонажах самих себя. Уместно вспомнить слова, сказанные когда-то самим Евгением Вахтанговым: «Ах, какие смешные люди! Все милые и сердечные, у всех есть прекрасные возможности быть добрыми, а заели их улица, доллары, биржа. Откройте это доброе сердце их, и пусть они дойдут до экстатичности в своем упоении от новых, открывшихся им чувств, и вы увидите, как откроется сердце зрителя. А зрителю это нужно, потому что у него есть улица, золото, биржа…»

Смотрите также

  • Комедия
  • Борис Второв
  • 1987
  • 107 мин
  • Комедия
  • Марк Захаров
  • 1974
  • 97 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валерий Белякович
  • 2008
  • 110 мин

Московский театр на Юго-Западе

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть