Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Берег

Государственный академический Малый театр | 1980 | СССР | Мелодрама | 152 мин.
Режисcёр: Алина Казьмина, Владимир Андреев
В ролях: Виктор Коршунов, Никита Подгорный, Нелли Корниенко, Олег Штефанко, Владимир Кенигсон, Юрий Соломин, Сергей Харченко, Наталья Вилькина, Александр Овчинников, Александр Потапов, Евгений Буренков
652
Телевизионная запись спектакля, поставленного по роману Ю. Бондарева

Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):
<...> «Как о значительном театральном событии, говорилось в печати о постановке спектакля по роману Ю.В. Бондарева «Берег» (автор инсценировки – М.Л. Рогачевский). Ставил спектакль В.А. Андреев, это была его первая режиссерская работа в Малом театре. <...> Премьера прошла на основной сцене 24 ноября 1978 года.

Вспоминая свою работу над спектаклем, В. Андреев говорил: «Герои Бондарева – люди чуткие к красоте, они страдают, мыслят, ищут, живут заинтересованно и активно».

События в романе и пьесе разворачиваются весной 1945 года и в послевоенные годы.

В центре спектакля судьба писателя Никитина (В. Коршунов). Все происходящее показано через его восприятие. До какой-то степени антиподом Никитина является другой герой, тоже писатель – Самсонов (Н. Подгорный).

В самом конце войны, оказавшись в перерывах между боями в маленьком немецком городке, Никитин встречает немецкую девушку Эмму (Н. Корниенко) и влюбляется в нее; она отвечает ему взаимностью. Но война продолжается, и любовь, кажется, не имеет перспективы.

Все же Эмма сохранила любовное чувство на протяжении дальнейшей жизни, надеясь на новую встречу. И она произошла через двадцать лет, в ФРГ, куда Никитин приехал, чтобы принять участие в диспуте о современном мире. К тому времени Эмма давно вышла замуж, но память о первой любви сберегла. Что же касается Никитина, то (в спектакле это становилось очевидным) он подчинил чувство рассудку.

Первое действие развертывалось как социально-психологическая драма, второе – как философско-политический диспут. Писатели Никитин и Самсонов участвовали в споре в одном из гамбургских кафе с немецким оппонентом, мастером дискуссии Дицманом, представителем буржуазной идеологии. Организаторы дискуссии полагали, что будут затронуты лишь литературные темы, но диспут перерастает в разговор о войне и мире, об ответственности человека за все происходящее, о различии мировоззрений и невозможности их совместить.

Оппонент Никитина Дицман (В. Кенигсон) задает ему вопрос: «Испытывает ли он, так же как и прежде, ненависть к немецкой нации, которая воевала против России?»

Никитин отвечал, что народ никогда не бывает виноват, но добавлял, что во время четырехлетней войны Россия потеряла двадцать миллионов людей, а Германия восемь. И становилось очевидным, что он не мог простить Германии ее преступлений. Что же касается встречи с Эммой, то она заставляла его вспоминать прошлое, вернуться к годам сражений. И после пролога первый акт игрался как воспроизведение событий в памяти Никитина. <...>

И все же эпизоды, связанные с войной, оказались более интересными, чем те, в которых рассматривались проблемы современной жизни. Сошлемся на критика: «Когда режиссер приходит в первый раз в театр, он берет на вооружение прежде всего то, что составляет признанное достоинство коллектива. В данном случае крепость бытовой основы актерского искусства. Но слишком доверившись этому качеству, В. Андреев не везде нашел выход в нравственную проблему и создал в результате спектакль более интересный в рассказе о прошлом, нежели о сегодняшнем дне».

И в самом деле, достоверно выглядела сцена допроса Эммы и Курта (студент Щепкинского училища О. Штефанко). Убедительными представлялись военные эпизоды в заводском здании. Правдивыми были и характеры старшего сержанта Зыкова (Е. Буренков), умудренного жизнью и особенно войной, трогательного в своей непосредственности рядового Ушатикова (П. Складчиков), комбата Гринатурова (А. Потапов), азартного, что называется, взрывного, но отходчивого, не всегда разбиравшегося в сложных перипетиях войны, особенно на ее заключительном этапе. Все они сохранились в памяти Вадима Никитина, а значит, и зрителей».

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Борис Смирнов
  • 1990
  • 56 мин
  • Мелодрама
  • Дмитрий Брянцев
  • 1988
  • 99 мин

Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

  • Мелодрама
  • Артемий Николаев
  • 2015
  • 161 мин

«Драма номер три»

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть