Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Война и мир

Мариинский театр | 1978 | СССР | Драма | 147 мин.
Режисcёр: Борис Покровский
Композитор: Сергей Прокофьев
В ролях: Сергей Лейферкус, Галина Ковалева, Екатерина Парфенова, Римма Баринова, Александр Розуменко, Ирина Богачева, Владимир Морозов, Николай Майборода, Николай Охотников, Аркадий Володось, Михаил Черножуков
983
Казалось бы, что может получиться из перенесения монументального, эпического произведения Толстого «Война и мир» на оперную сцену, где рамки музыкально-драматургические более тесны, чем литературные? Данные трудности оказались существенны, но все же преодолимы для Сергея Прокофьева, в течение 11 лет работавшего над оперой по произведению классика. «Война и мир было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух... — вспоминала впоследствии Мира Мендельсон-Прокофьева. — Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную и именно с этого момента начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете». 12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева, «задача порою казалась невыполнимой». С началом Великой Отечественной войны горячее желание работать над оперой «Война и мир» взяло верх над колебаниями.

«В эти дни, — писал позднее Прокофьев, — особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля». Дополнительные редакции, стилистические правки, монтаж завершились в 1945 году. Опера была представлена на сцене Московской консерватории. Уже в 1946-м на сцене Малого оперного театра в Ленинграде (сейчас Михайловский) зрители смогли увидеть первые восемь картин, посвященные миру и любовной линии Наташи Ростовой и Андрея Болконского, которая и легла в основу либретто. Постановкой дирижировал всемирно известный Самуил Самосуд, именно с ним в 1957 году режиссер Борис Покровский поставил в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко все 13 картин. Камнем преткновения для постановщиков стала громоздкость пьесы, гигантская партитура, которая не вмещалась в привычный хронометраж оперы. Прокофьев создал сценический вариант, рассчитанный на исполнение в течение двух вечеров.

В дальнейшем в других театрах постановщики пытались добиться, чтобы спектакль шел в течение одного вечера, поэтому опера получилась максимально сконцентрированной — густая, психологическая канва прозы Толстого нашла свой музыкально-интонационный эквивалент. Борис Покровский, режиссер постановки, представленной в телефильме 1978 года, вспоминал, как долгое время тщетно пытался уговорить Прокофьева написать вальс для сцены бала, а упирающийся композитор отвечал ему: «Знаю, вам там нужны вальсики, маршики, полонезики — так не будет вам ни того, ни другого, ни третьего». Но в конце концов режиссер добился своего: однажды на репетицию курьер доставил пакет, в котором находилась партитура вальса. Прослушавший «Войну и мир» Игорь Стравинский говорил Покровскому: «Никогда ничего не переделывайте из того, что вы поставили». Режиссер старался следовать этому совету. Для новаторской по своей сути музыкальной трактовки Прокофьевым «Войны и мира» Покровский стремился создать гармоничные сценические формы. Как отмечает критик И. Попов, он достиг «убедительного раскрытия концентрированности сюжетной драматургии разнообразия и быстрой смены картин — и вместе с тем воссоздал эпическую величавость концепции произведения в целом». Первое достигается благодаря подвижности сценического пространства и тщательной отработки всех смен декораций. Именно в этом спектакле столь важную роль стало играть параллельное развитие действия «в разных сценических этажах» (сцена в Отрадном с ее двухъярусной конструкцией). Второе — за счет особой акцентировки массовых сцен, в которых найдены «драматургические арки», цементирующие форму целого. Вместе с художником В.Ф. Рындиным постановщик нашел интересный прием, который придает эпическое величие всему спектаклю. Портал сцены превращен в раздвижной ампирный портик. Раздвигаясь и смыкаясь, монументальные белые колонны в одних эпизодах оживают, образуя многоярусную картину, в других — служат своеобразным памятником эпохи, напоминающим о масштабности происходящих событий.

В рецензиях театральных журналов опера Прокофьева была воспринята положительно. Наиболее кратко художественный итог спектакля можно выразить словами «торжество музыки». Достижения Прокофьева во многом определили будущий облик оперного искусства в России. Его «Война и мир» стала не только откликом на потребность своего времени, но и условием для развития творчества последующих поколений композиторов.

Смотрите также

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1973
  • 121 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Михаил Бычков
  • 2013
  • 140 мин

Воронежский Камерный театр

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1957
  • 86 мин

Санкт-Петербургский академический театр «Балтийский дом»

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть