Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Ромео и Джульетта

Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва | 1992 | Россия | Трагедия | 120 мин.
Режисcёр: Владимир Василев, Наталья Касаткина
Композитор: Сергей Прокофьев
В ролях: Александр Горбацевич, Владимир Малахов, Валерия Цой, Валерий Трофимчук
2673

У одного из самых популярных балетов XX столетия трудная сценическая судьба, и сейчас в это трудно поверить, но он мог и не увидеть свет.


Весной 1936 года композитор Сергей Прокофьев вернулся из эмиграции в Россию и обосновался в Москве. В том же году он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан музыканту в 1934-м дирекцией ленинградского театра им. Кирова. Тему композитору подсказал известный шекспировед, в то время художественный руководитель театра Сергей Радлов. Прокофьев, вдохновленный бессмертной шекспировской историей, приступил к работе, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом Адрианом Пиотровским. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый финал.


4 октября 1936 года Прокофьев исполнил произведение в Бетховенском зале Большого театра, но среди зрителей музыка вызвала недоумение. К тому же незадолго до премьеры в газете «Правда» вышли статьи с симптоматичными заголовками «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», критикующие творчество соответственно Шостаковича и Прокофьева. Руководство сочло произведение непригодным для балета и решило отказаться от постановки.


Балет все же был поставлен, но не в Советском Союзе, а в чехословацком городе Брно знаменитым хореографом Иво Псота, которого за легкость, с которой он создавал свои хореографические произведения, прозвали «Моцарт балета». Премьера в Брно прошла с ошеломительным успехом, и тогда в декабре 1938 года в Государственном театре оперы и балета им. Кирова решили возобновить попытки поставить балет на музыку Прокофьева. За реализацию проекта взялся советский балетмейстер Леонид Лавровский. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку Рубинштейна и Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Лавровский совместно с композитором доработал либретто, вернув канонический шекспировский трагический финал. Постановка «Ромео и Джульетты» стала вершиной творчества балетмейстера.


Премьера состоялась 11 января 1940 года. Художник-постановщик Петр Вильямс сумел точно передать атмосферу эпохи итальянского Ренессанса, по свидетельству современников, он изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже, а Лавровский углубился в исторический материал, в частности, нашел описание оригинального английского танца XVI века. Так в канве прокофьевского балета появился знаменитый «Танец с подушечкой».


Работа над постановкой шла сложно. Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим в основном не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Однако стараниями Лавровского все недоразумения были улажены, противоречия сняты, и эта постановка стала классикой советского и мирового балета. В партии Джульетты блистала Галина Уланова, Ромео исполнял Константин Сергеев. В 1946 году «Ромео и Джульетта» был включен в репертуар Большого театра.


В 1979 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович и театральный художник и сценограф Симон Вирсаладзе создали свою версию прокофьевского балета (к тому времени уже никто не считал музыку Прокофьева непригодной). Григорович вернул к жизни отвергнутую изначально партитуру 1936 года, в которой обнаружились музыкальные фрагменты, никогда ранее не звучавшие. Дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис оркестровал три новых музыкальных куска, которые вошли в постановку, дополнив композиторский замысел. Роль Джульетты в постановке Григоровича исполнила любимая балерина хореографа Наталия Бессмертнова (затем Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили и др.), Ромео – Вячеслав Гордеев (затем Александр Богатырев, Ирек Мухаммедов, Андрис Лиепа и др.). Спектакль благополучно дожил до нашего времени и до сих пор идет на сцене Большого театра, как и балет Л. Лавровского на сцене Мариинского театра.


Через два года после премьеры балета Ю. Григоровича хореографическая фантазия на музыку С. Прокофьева была поставлена в Государственном академическом театре классического балета, известного во всем мире как «Московский классический балет». Театр был создан в 1966 году Игорем Моисеевым и назывался Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». В репертуаре театра были одноактные балеты и хореографические миниатюры.


Когда художественное руководство коллективом перешло к Владимиру Василеву, а главным балетмейстером стала его супруга Наталия Касаткина, репертуар начал меняться – вместо концертных программ и одноактных балетов ставятся полномасштабные спектакли.


В 1971 году Василев и Касаткина создали либретто и осуществили постановку балета «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева. В свое время их много критиковали за «слишком» авторское прочтение хрестоматийных произведений. Премьера состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Дирижер Геннадий Рождественский восстановил авторскую партитуру композитора, измененную для Большого театра. Художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили сделал декорации к спектаклю лаконичными, в приглушенных тонах, дополнив их световым оформлением. Во многих сценах герои трагедии оказываются в практически пустом пространстве, внимание на них акцентируется направленными световыми лучами, что создает особое напряжение. Костюмы соответствуют эпохе Средневековья и напоминают о нарядыах жителей Вероны той поры. Образы главных героев дополнены характерными второстепенными персонажами, по словам Н. Касаткиной, «нас одинаково привлекали и романтические образы главных героев балета, и жанровые фигуры слуг, и гротескные персонажи народного карнавала, словом, Верона крупным планом». Впервые спектакль был показан в Новосибирском театре оперы и балета. Премьера московской постановки состоялась 3 апреля 1981 года под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», партию Ромео исполнял Станислав Исаев, Джульетты – народная артистка России Екатерина Максимова.

Смотрите также

  • Трагедия
  • Леонид Лавровский
  • 1976
  • 138 мин

Государственный академический Большой театр

  • Трагедия
  • Павел Хомский
  • 2006
  • 125 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Трагедия
  • Юрий Григорович
  • 1990
  • 112 мин

Государственный академический Большой театр

Прямая трансляция 24 января в 19:00 Камерный зал Филармонии

Филармонический дебют

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть