Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Ромео и Джульетта

Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва | 1992 | Россия | Трагедия | 120 мин.
Режисcёр: Владимир Василев, Наталья Касаткина
Композитор: Сергей Прокофьев
В ролях: Александр Горбацевич, Владимир Малахов, Валерия Цой, Валерий Трофимчук
2391

У одного из самых популярных балетов XX столетия трудная сценическая судьба, и сейчас в это трудно поверить, но он мог и не увидеть свет.


Весной 1936 года композитор Сергей Прокофьев вернулся из эмиграции в Россию и обосновался в Москве. В том же году он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан музыканту в 1934-м дирекцией ленинградского театра им. Кирова. Тему композитору подсказал известный шекспировед, в то время художественный руководитель театра Сергей Радлов. Прокофьев, вдохновленный бессмертной шекспировской историей, приступил к работе, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом Адрианом Пиотровским. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый финал.


4 октября 1936 года Прокофьев исполнил произведение в Бетховенском зале Большого театра, но среди зрителей музыка вызвала недоумение. К тому же незадолго до премьеры в газете «Правда» вышли статьи с симптоматичными заголовками «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», критикующие творчество соответственно Шостаковича и Прокофьева. Руководство сочло произведение непригодным для балета и решило отказаться от постановки.


Балет все же был поставлен, но не в Советском Союзе, а в чехословацком городе Брно знаменитым хореографом Иво Псота, которого за легкость, с которой он создавал свои хореографические произведения, прозвали «Моцарт балета». Премьера в Брно прошла с ошеломительным успехом, и тогда в декабре 1938 года в Государственном театре оперы и балета им. Кирова решили возобновить попытки поставить балет на музыку Прокофьева. За реализацию проекта взялся советский балетмейстер Леонид Лавровский. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку Рубинштейна и Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Лавровский совместно с композитором доработал либретто, вернув канонический шекспировский трагический финал. Постановка «Ромео и Джульетты» стала вершиной творчества балетмейстера.


Премьера состоялась 11 января 1940 года. Художник-постановщик Петр Вильямс сумел точно передать атмосферу эпохи итальянского Ренессанса, по свидетельству современников, он изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже, а Лавровский углубился в исторический материал, в частности, нашел описание оригинального английского танца XVI века. Так в канве прокофьевского балета появился знаменитый «Танец с подушечкой».


Работа над постановкой шла сложно. Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим в основном не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Однако стараниями Лавровского все недоразумения были улажены, противоречия сняты, и эта постановка стала классикой советского и мирового балета. В партии Джульетты блистала Галина Уланова, Ромео исполнял Константин Сергеев. В 1946 году «Ромео и Джульетта» был включен в репертуар Большого театра.


В 1979 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович и театральный художник и сценограф Симон Вирсаладзе создали свою версию прокофьевского балета (к тому времени уже никто не считал музыку Прокофьева непригодной). Григорович вернул к жизни отвергнутую изначально партитуру 1936 года, в которой обнаружились музыкальные фрагменты, никогда ранее не звучавшие. Дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис оркестровал три новых музыкальных куска, которые вошли в постановку, дополнив композиторский замысел. Роль Джульетты в постановке Григоровича исполнила любимая балерина хореографа Наталия Бессмертнова (затем Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили и др.), Ромео – Вячеслав Гордеев (затем Александр Богатырев, Ирек Мухаммедов, Андрис Лиепа и др.). Спектакль благополучно дожил до нашего времени и до сих пор идет на сцене Большого театра, как и балет Л. Лавровского на сцене Мариинского театра.


Через два года после премьеры балета Ю. Григоровича хореографическая фантазия на музыку С. Прокофьева была поставлена в Государственном академическом театре классического балета, известного во всем мире как «Московский классический балет». Театр был создан в 1966 году Игорем Моисеевым и назывался Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». В репертуаре театра были одноактные балеты и хореографические миниатюры.


Когда художественное руководство коллективом перешло к Владимиру Василеву, а главным балетмейстером стала его супруга Наталия Касаткина, репертуар начал меняться – вместо концертных программ и одноактных балетов ставятся полномасштабные спектакли.


В 1971 году Василев и Касаткина создали либретто и осуществили постановку балета «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева. В свое время их много критиковали за «слишком» авторское прочтение хрестоматийных произведений. Премьера состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Дирижер Геннадий Рождественский восстановил авторскую партитуру композитора, измененную для Большого театра. Художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили сделал декорации к спектаклю лаконичными, в приглушенных тонах, дополнив их световым оформлением. Во многих сценах герои трагедии оказываются в практически пустом пространстве, внимание на них акцентируется направленными световыми лучами, что создает особое напряжение. Костюмы соответствуют эпохе Средневековья и напоминают о нарядыах жителей Вероны той поры. Образы главных героев дополнены характерными второстепенными персонажами, по словам Н. Касаткиной, «нас одинаково привлекали и романтические образы главных героев балета, и жанровые фигуры слуг, и гротескные персонажи народного карнавала, словом, Верона крупным планом». Впервые спектакль был показан в Новосибирском театре оперы и балета. Премьера московской постановки состоялась 3 апреля 1981 года под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», партию Ромео исполнял Станислав Исаев, Джульетты – народная артистка России Екатерина Максимова.

Смотрите также

  • Трагедия
  • Юрий Бутусов
  • 2006
  • 167 мин

Московский художественный театр им. А.П. Чехова (МХТ им.Чехова)

  • Трагедия
  • Альберто Алонсо
  • 1979
  • 85 мин
  • Трагедия
  • Леонид Лавровский
  • 1976
  • 138 мин

Государственный академический Большой театр

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть