Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Острова. Александр Адабашьян

2002 | Документальное | 38 мин.
Режисcёр: Олег Рыбаков
608
Известный художник, сценарист, актер, режиссер фильмов «Мадо, до востребования» и «Азазель» размышляет о судьбах современного кино, проводит занятия в своей режиссерской мастерской, работает в тон-студии с известной польской актрисой Эвой Шикульской.

Интервью с Александром Адабашьяном в газете «Известия» (2015 г.)

Вопрос: Александр Артемович, как праздник отмечаете?
– Шатры не ставим, в фонтанах не купаемся, парк Горького не арендуем. На даче, в тихом семейном кругу, можно сказать. Хотя какой уж там у меня тихий семейный круг. У меня круг громкий. Шесть внуков, а младшая – Нинка, три года, а уже такая оторва… Все старшие интересуются, в каком Нина настроении проснулась. Выйдет – мало не покажется.

Вопрос: Шесть внуков? А сколько же у вас детей?
– Две дочери. У меня старшая дочка Катя и жена Катя, а младшая – Саша и я Саша. У нас экономия.

Вопрос: Над чем работаете, пока не оторвались на праздник?
– Делаю иллюстрации к сказке. Она издавалась небольшим тиражом, а сейчас будет иллюстрированное переиздание. Половину уже сделал, еще половина осталась.

Вопрос: Слышала, что эту сказку хотела экранизировать студия «Дисней», а вы ей отказали.
– Ну было такое, по условиям договора я лишался почти всех прав на своих героев и на произведение. Поэтому я отказал. Сказка называется «Хрустальный ключ, или Cкарафаджо». «Скарафаджо» – это по-итальянски «таракан». Скоро это можно будет увидеть, сейчас мы снимаем фильм «Перелетные дети».

Вопрос: Куда делись тараканы?
– Я изъял тараканов, но очень много и добавил. Фабула – это история девочки и папы, у которых случилась неприятность: мама ушла из дома и сказала, что не вернется. Тогда они тоже решили уйти из дома, но сначала – навести порядок. В процессе наведения порядка маленькая девочка рассказывает папе свой вариант знакомства с мамой, раскрашенный ее буйной фантазией. И там мама путешествует во времени, но очень хочет вернуться обратно. Фабула очень близка к «Голубой чашке» Гайдара.

Вопрос: Странно, что вы обращаетесь к Гайдару.
– Время такое. Очень похожа атмосфера.

Вопрос: И финал произведения похож?
– Финал там такой: «А жизнь, товарищи, была совсем хорошая».

Вопрос: И дата стоит: 1939 год…
– Нет, до этого не дойдет. Не дойдет. Искусство, оно, как правило, не опережает, а сопровождает или даже опаздывает в оценке происходящего.

Вопрос: Опаздывает? А как же предсказания, прогнозы?
– Да, находят какие-то пророчества, но я думаю, что это задним числом. Я, честно говоря, считаю, что искусство не прогнозирует, не пророчествует, не учит и никакого облагораживающего воздействия на умы не имеет. Ведь если прочитать какие-нибудь древнегреческие трагедии или комедии, бичующие пороки, то все это совершенно современно и сегодня. За все время существования всех видов искусств никаких усовершенствований в человеческой природе не произошло. Тот же набор пороков и добродетелей.

Вопрос: А зачем тогда искусство?
– Помню, очень давно мне довелось переводить с французского разговор двух математиков. Один говорит другому: «Как вы определяете кибернетику?» – и получает ответ: «Кибернетика – это род занятий определенной категории людей». Точно так же и я считаю, что искусство – это род занятий определенной категории людей. По-моему, это естественная эмоциональная потребность человека.

Вопрос: То есть это хвост, который либо виляет, либо не виляет?
– Если очень грубо, то да. Точно так же, как наскальная живопись или графика, которые были эмоциональной иллюстрацией к бытию: вот сожрало племя половину мамонта или соседнее племя их сильно напугало – вот реакция на все это отражается на стенах.

Вопрос: Скажите, как вам кажется, что происходит с нашим кино сегодня?
– Есть хорошая фраза Толстого, что жизнь не уничтожается, а только видоизменяется смертью. Вот и кино не уничтожается, а постоянно видоизменяется. На нашем витке оно так ушло от своего первоисточника, что начинает обратно к нему возвращаться.

Вопрос: Вы против 3D и других наворотов?
– Нет, я не против. Поскольку кино искусственного происхождения, оно так и будет вслед за техническим прогрессом брести, нравится это кому или не нравится. В свое время Тынянов от идеи звука в кино в ужас пришел. Он считал – и справедливо считал, – что кино выработало свой собственный пластический язык, которого нет у театра, и его уникальность в этом была. С появлением звука кино не умерло, кино просто стало другим. Следующим уровнем стало появление цвета. Потом – 3D. Всем наворотам конца не будет. И запахи в кино появятся, и осязаемым оно станет.

Вопрос: А в итоге?
– Все просто. Мы придем к вожделенной идее братьев Люмьер: кино станет развлечением. Стараниями наших американских партнеров, конечно же. У меня есть фраза любимая, которую я постоянно повторяю, с которой всем надоел.

Вопрос: Про Америку, которая хочет все опошлить?
– Ну конечно! Да, это, извините, Диккенс еще в XIX веке сказал, а не я: «Миссия Америки – опошлить вселенную». И эта миссия благополучно исполнена. И в отношении кино, живописи и прочего. Они, как люди рациональные, приняли, что искусство – это то, что приносит деньги. Я думаю, что в ближайшее время там будут разрешены легкие наркотики. Потому что раз это приносит деньги, значит, это нужно включить в обиход.

Вопрос: Александр Артемович, а как так случилось, что вы столько лет в кино, перепробовали все профессии, но у вас нет ни кино-, ни театрального образования?
– Помните, когда в «Белой гвардии» Лариосик наблюдает за выпивающим Мышлаевским и говорит: «Как это вы ловко рюмочки опрокидываете». Тот отвечает: «Достигается упражнением». Очень многое в творческих профессиях достигается упражнением. У меня образования нет, но зато для всех этих работ была хорошая стажировка подмастерьем у хороших мастеров. Научиться можно практическим путем. Но при хорошем присмотре.

Вопрос: А почему вы стали именно художником?
– Я еще лет с 13–14 точно знал, что поступлю в Строгановку. Однажды мама повела меня на день открытых дверей. И этот день мне запомнился. Строгановка недавно переселилась в новое здание, была зима, по коридорам ходили редкие студенты-небожители, на стенах висели картины, но самое главное – я запомнил огромные залитые светом аудитории. И я страшно захотел учиться именно здесь… Правда, когда поступил, то больше не видел такого замечательного образа. Я поступил в учреждение, которое было чем-то похоже на то, которое я впервые увидел.

Вопрос: Кстати, у вашей мамы фамилия Бархударова. Это из той истории про Бархударова, Крючкова и компанию?
– Нет-нет, но я очень сожалел об этом, когда в школе учился. Мама была учителем немецкого. Про свою жизнь она не любила рассказывать, видимо, на то были причины. Знаю, что папа ее – мой дедушка – был толстовцем. У нас дома был альбом похорон Льва Толстого, и там дедушка мой идет в форме Тимирязевской академии. В 1938 году дедушку расстреляли. Малорадостное было у мамы детство.

Вопрос: Вы благодаря маме говорите по-французски?
– Нет, благодаря школе имени Ромена Роллана. Я учился там. Меня туда отправили безо всякой цели, думаю, потому, что у гроссмейстера Вячеслава Васильевича Рагозина сын там учился, а папино окружение составляли шахматисты. Рагозин, видимо, и подсказал.

Вопрос: Папа был шахматистом?
– Нет, папа был чиновником, строил важные объекты. Как ни странно, в шахматы он играл посредственно. Но зато отлично – в преферанс. И все гроссмейстеры перебывали у нас дома. Смыслов, Спасский, Толуш, Керес… Я их отлично знал. Я видел, как они играют. Сдают, сделают два хода и говорят: а, все понятно. И сбрасывают. Им было понятно, что у всех отличная память, никто не ошибется.

Вопрос: Традиционный для года литературы вопрос: что читаете? Может быть, что-то из современного посоветуете?
– Знаете, я современную литературу читаю, но не очень уважаю. Любить там некого, ненавидеть там некого. Все, что ни произойдет, я с холодным носом прочитываю. Ну из современного нравится Прилепин, Иванов, тот, который «Географ глобус пропил». А вообще существует у меня такая полка над кроватью, там книги, которые я в зависимости от настроения вытягиваю и начинаю читать. Какие-то действуют как снотворное, какие-то – от плохого настроения. Могу точно сказать, «Война и мир» – моя книга.

Смотрите также

  • 2012
  • Документальное
  • Семен Белый
  • 26 мин
  • 2015
  • Документальное
  • Светлана Резвушкина
  • 44 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть