Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1957
  • Драма
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1973
  • Драма
  • Василий Шукшин
  • 108 мин
  • 1969
  • Приключения
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин

Острова. Юрий Шиллер

2001 | Россия | Документальное | 51 мин.
Режисcёр: Татьяна Скабард
437

Юрий Шиллер – известный режиссер, лауреат Государственной премии РФ, создатель более 60 документальных и игровых фильмов, многократный призер российских и международных кинофестивалей. Живет и творит в г. Новосибирске, где ему присвоено звание «Человек XX столетия». По фильмам Юрия Шиллера преподают во ВГИКе. Он классик мирового документального кино, работы которого хранятся в архиве Гостелерадио, Госфильмофонда РФ и Библиотеке Конгресса США.


Статья Андрея Шемякина для энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст»:

В документальном кино Юрий Шиллер оказался случайно. Учился во вгиковской мастерской Григория Чухрая, студентом попал на практику во Владивосток и снял там фильм-наблюдение «Рыбаки». Им же и защитился. Тогда это казалось слишком приземленным: барак, рыбацкие снасти, нехитрый быт. Сегодня кино Ю. Ш., наоборот, считается недостаточно приземленным – чрезмерно поэтичным, «духовным» и потому почвенным. Иной мог попасть под подозрение, но немецкое происхождение стало для Ю. Ш. алиби, дало ему право на спокойно-влюбленный взгляд.

В его кино поклонники влюблены иначе: самозабвенно, истово. У этого документалиста есть подлинные фанаты, превозносящие чудное умение сродниться с живущей своей жизнью природой; вкусную, удивительную речь персонажей; неприметное движение времени в кадре: фильм строится как бы из ничего, вырастая на самом деле из той «паутинки» человеческих отношений, которой мир держится.

«Мне нравится коллекционировать характеры. Когда я реальную жизнь снимал с реальными людьми, мне было безумно интересно. Как в слепом полете летит самолет на автопилоте, какие-то вещи для себя нащупываешь. Безумно интересно и страшно, что из этого получится».

Юрий Шиллер


Мотив отрыва от корней присутствует в кино Ю. Ш. (скажем, в «Жилмассиве»), равно как и мотив восстановления уклада, возвращения жизненных сил (в «Плясунах» и самой известной, даже эмблематичной его картине «Живы будем...»). Но они не разведены по полюсам, между которыми нужно удержаться в равновесии, соблюсти баланс: Ю. Ш. не умеет вычислять и взвешивать – он умеет улавливать колебания воздуха и сообщать свои чувства пленке.

Почерк его особый, он узнаваем в ритмах внутрикадрового монтажа, в фирменных проездах и панорамах, где как бы неорганизованная жизнь обретает непафосную глубину и становится физически ощутима конечность – отпущенного человеку времени, окружающей его природы, вообще мира как дома. Смиренная благодарность сущему пронизывает лучшую его картину «Когда открывается небо».

Кадр из фильма «Когда открывается небо»


После «Вечернего звона» начался если не спад, то полоса самоповторов, новых аранжировок прежних тем. Почувствовав это, Ю. Ш. попытался сделать резкое движение в сторону, взяться за совершенно другой, непривычный материал – и сорвался: «Улица» была явной неудачей. А сделанная вслед за тем «Родная сторона» не более чем опасливым возвращением на круги своя. Однако Ю. Ш. последних лет – это уже другой режиссер. В картинах, которые продолжают выходить каждый год, проявилось неведомое ему раньше смутное беспокойство – быть может, оттого, что иссякает его, Ю. Ш., чувство полноты бытия. Он уходит от медитативной описательности, все больше и настойчивее интересуясь психологическим самочувствием персонажей. Таков «Грешный человек» – фильм о юном кадете, притча о внешнем смирении и внутренних угрызениях. Таков «Полет шмеля» о качественно новой – и страшной – энергии нынешних мальчишек, готовых все крушить на собственном пути.

Во «Времени кукушки» он, по собственному признанию, искал форму для выражения «социальной усталости» страны, и этот фильм рождает чувство, что его собственная, авторская усталость преодолена. И что кризис, которого не избежал Ю. Ш., режиссер с лицом грустного клоуна и голубыми, цвета небесного ситчика глазами, миновал.

Смотрите также

  • 2015
  • Документальное
  • Наталья Боронина
  • 44 мин
  • 2014
  • Документальное
  • Андрей Грачев
  • 27 мин
  • 2013
  • Документальное
  • Вениамин Тронин
  • 31 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Вечер джаза

Прямая трансляция 25 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Деревенский водевиль

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Программа праздника на 27 мая.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Жителей и гостей города ждет более 250 мероприятий.

Подробнее

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Шесть вечеров подряд в музее будет звучать классика.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть