Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Острова. Юрий Шиллер

2001 | Документальное | 51 мин.
Режисcёр: Татьяна Скабард
353

Юрий Шиллер – известный режиссер, лауреат Государственной премии РФ, создатель более 60 документальных и игровых фильмов, многократный призер российских и международных кинофестивалей. Живет и творит в г. Новосибирске, где ему присвоено звание «Человек XX столетия». По фильмам Юрия Шиллера преподают во ВГИКе. Он классик мирового документального кино, работы которого хранятся в архиве Гостелерадио, Госфильмофонда РФ и Библиотеке Конгресса США.


Статья Андрея Шемякина для энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст»:

В документальном кино Юрий Шиллер оказался случайно. Учился во вгиковской мастерской Григория Чухрая, студентом попал на практику во Владивосток и снял там фильм-наблюдение «Рыбаки». Им же и защитился. Тогда это казалось слишком приземленным: барак, рыбацкие снасти, нехитрый быт. Сегодня кино Ю. Ш., наоборот, считается недостаточно приземленным – чрезмерно поэтичным, «духовным» и потому почвенным. Иной мог попасть под подозрение, но немецкое происхождение стало для Ю. Ш. алиби, дало ему право на спокойно-влюбленный взгляд.

В его кино поклонники влюблены иначе: самозабвенно, истово. У этого документалиста есть подлинные фанаты, превозносящие чудное умение сродниться с живущей своей жизнью природой; вкусную, удивительную речь персонажей; неприметное движение времени в кадре: фильм строится как бы из ничего, вырастая на самом деле из той «паутинки» человеческих отношений, которой мир держится.

«Мне нравится коллекционировать характеры. Когда я реальную жизнь снимал с реальными людьми, мне было безумно интересно. Как в слепом полете летит самолет на автопилоте, какие-то вещи для себя нащупываешь. Безумно интересно и страшно, что из этого получится».

Юрий Шиллер


Мотив отрыва от корней присутствует в кино Ю. Ш. (скажем, в «Жилмассиве»), равно как и мотив восстановления уклада, возвращения жизненных сил (в «Плясунах» и самой известной, даже эмблематичной его картине «Живы будем...»). Но они не разведены по полюсам, между которыми нужно удержаться в равновесии, соблюсти баланс: Ю. Ш. не умеет вычислять и взвешивать – он умеет улавливать колебания воздуха и сообщать свои чувства пленке.

Почерк его особый, он узнаваем в ритмах внутрикадрового монтажа, в фирменных проездах и панорамах, где как бы неорганизованная жизнь обретает непафосную глубину и становится физически ощутима конечность – отпущенного человеку времени, окружающей его природы, вообще мира как дома. Смиренная благодарность сущему пронизывает лучшую его картину «Когда открывается небо».

Кадр из фильма «Когда открывается небо»


После «Вечернего звона» начался если не спад, то полоса самоповторов, новых аранжировок прежних тем. Почувствовав это, Ю. Ш. попытался сделать резкое движение в сторону, взяться за совершенно другой, непривычный материал – и сорвался: «Улица» была явной неудачей. А сделанная вслед за тем «Родная сторона» не более чем опасливым возвращением на круги своя. Однако Ю. Ш. последних лет – это уже другой режиссер. В картинах, которые продолжают выходить каждый год, проявилось неведомое ему раньше смутное беспокойство – быть может, оттого, что иссякает его, Ю. Ш., чувство полноты бытия. Он уходит от медитативной описательности, все больше и настойчивее интересуясь психологическим самочувствием персонажей. Таков «Грешный человек» – фильм о юном кадете, притча о внешнем смирении и внутренних угрызениях. Таков «Полет шмеля» о качественно новой – и страшной – энергии нынешних мальчишек, готовых все крушить на собственном пути.

Во «Времени кукушки» он, по собственному признанию, искал форму для выражения «социальной усталости» страны, и этот фильм рождает чувство, что его собственная, авторская усталость преодолена. И что кризис, которого не избежал Ю. Ш., режиссер с лицом грустного клоуна и голубыми, цвета небесного ситчика глазами, миновал.

Смотрите также

  • 2011
  • Документальное
  • Ольга Подольская
  • 26 мин
  • 2002
  • Документальное
  • Татьяна Скабард
  • 38 мин
  • 2012
  • Документальное
  • Надежда Семенова
  • 44 мин
Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Звезда «Карнавала» Ирина Муравьева

Актриса, покорившая мир

Мастер жанровой живописи Владимир Маковский

Картины ректора Императорской Академии художеств

Семнадцатилетняя художница Надя Рушева

Первый иллюстратор «Мастера и Маргариты»

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Сходить на показ японского авторского кино, посетить выставку или посмотреть спектакль.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» подобрал самые интересные события Москвы на этих выходных.

Подробнее

Совместный проект ГМИИ имени Пушкина и испанского фонда La Caixa откроется в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть