Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Рассказ А.П. Чехова «Лев и солнце»

1973 | Комедия | 13 мин.
Режисcёр: Игорь Ильинский
Писатель: Антон Чехов
В ролях: Игорь Ильинский
Производитель: ТО Экран
1252

В чтецком спектакле Игоря Ильинского по рассказу А.Чехова «Лев и солнце» актер чувствует себя как никогда свободно. В этом рассказе доминирует ироническая, шутливая интонация, характерная для исполнения Ильинского, «искусника и затейника, великого эксцентрического артиста», которому так свойственно озорство и легкая игривость.


Городской голова, хвастун и фантазер, возмечтавший получить иранский орден «Льва и солнца» и потому добивающийся расположения персидского сановника Рахата-Хелама, волею судеб оказавшегося в провинциальном городке, дополняет галерею образов непутевых «маленьких людей» Игоря Ильинского.


Герой рассказа Куцын в исполнении Ильинского – мечтатель-плут, наивный тщеславный болтун, то и дело уносимый фантазией в мир грез, как гоголевский Хлестаков. Ильинский, переигравший за свою долгую творческую жизнь много подобных героев, позволяет себе в этом спектакле несколько отстраниться от персонажа, посмотреть на него со стороны, с иронической усмешкой.


На долю секунды актер перевоплощается в героя – в этот момент мы видим хитроватый прищур Куцына-Ильинского и его смущение, когда он не может вымолвить перед важным гостем на иностранном языке ни слова и вынужден объясняться на смеси «французского с нижегородским». Мы замечаем его озадаченность, когда он раскрывает газету и натыкается на карикатуру, изображающую его в роли барана перед важным иранским гостем. Но Куцын Ильинского, так же как и его Хлестаков, не умеет сердиться и унывать. Он непринужденно выходит из самой неприятной ситуации. Так, касаясь попеременно своей головы и висящей картины «Город Венеция», Куцын объясняет на «языке шарад», что он городской голова. В этот момент лицо Ильинского расплывается в приторно-сладкой улыбке, а в маленьких черных глазах появляется вдохновенный блеск. С каким-то особенным пиететом Куцын Ильинского будет настойчиво тыкать пальцем в грудь, затем указывать на воображаемого льва и воображаемое солнце, намекая гостю, что не прочь получить заветный орден. Неудачи не огорчают Куцына, скорее, по-детски изумляют. Когда же Ильинский возвращался к роли рассказчика, он преображался и из суетливого, глупого и самодовольного враля вновь становился по-чеховски сдержан, спокоен и ироничен.


В этом спектакле в полную силу раскрылось мастерство Ильинского-чтеца. Он ничего особенно не раскрашивал, не преувеличивал, а словно бы читал на одном дыхании. Вместе с тем не пропускал ни одной детали, внутренне охватывая и обживая ее. Избегая прямого перевоплощения, актер интонационно и ритмически точно выстраивал свой рассказ, создавая одновременно объемный образ своего героя. Актер-рассказчик был нетороплив, неспешен, смакуя каждую выдумку городского головы (и вместе с тем смакуя каждое метко подобранное Чеховым слово, наслаждаясь юмором писателя). А когда герой начинал завираться, фантазировать, то, наоборот, торопился, подгоняя речь в эти моменты. Ускоряя ритм, Ильинский создавал ощущение, что герой заговаривается, задыхается, еле переводит дух, с жадностью проглатывает слова. Например, когда городской голова рассказывает, насколько русские любят персов. В нужный момент Ильинский сбавлял темп, перемежая слова Куцына ироническими авторскими отступлениями. Эта постоянная смена ритма заинтриговывала слушателя, увлекала, удерживала его внимание вплоть до финала рассказа.


Еле скрывая саркастическую усмешку, Ильинский не спеша заканчивал рассказ о своем герое словами, что, заполучив орден «Лев и солнце», ему грезится во сне и наяву теперь сербский орден. Ведь «чем больше имеешь орденов и медалей, тем больше их хочется...» В этот момент делалось понятным, что через авторское «я» Ильинский выражал и свое собственное отношение, свои мысли и обобщения, свою сатиру.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Юрий Еремин
  • 2004
  • 156 мин

Московский Художественный театр им. А.П. Чехова (МХТ им.Чехова)

  • Комедия
  • Леонид Пчёлкин
  • 1984
  • 106 мин

Российский академический молодежный театр

  • Комедия
  • Владимир Семаков
  • 1985
  • 146 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Владимир Мединский дал старт всероссийской акции «Библионочь-2017» на Триумфальной площади в Москве.

Подробнее

Какую программу подготовили библиотеки столицы

Подробнее

Мероприятия, посвященные любви, весне и свободе, — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть