Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Лекарь поневоле

Казанский государственный театр юного зрителя | 2012 | Россия | Комедия | 162 мин.
Режисcёр: Владимир Чигишев
В ролях: Надежда Кочнева, Александр Купцов, Галина Юрченко, Роман Ерыгин, Елена Ненашева, Михаил Меркушин, Сергей Мосейко, Евгений Царьков, Василий Фалалеев, Ольга Лейченко, Виталий Дмитриев
2509

«Лекарь поневоле» — одна из самых веселых комедий Мольера. В ней, как, впрочем, и во многих других комедиях французского драматурга, невероятно много переодеваний, самых неожиданных превращений и самых нелепых ситуаций, в которых оказываются герои. В этой остроумной комедии присутствуют и яркие краски площадного театра, и легкая поэтичность. Сюжет прост и закручен одновременно. Главный герой Сганарель имел неосторожность досадить своей жене. Она, дабы отомстить ему, выдает его за великого лекаря двум путникам. А путники как раз ищут человека, который мог бы исцелить якобы неизлечимую дочь одного знатного вельможи. И лекарь, и пациентка оказываются мнимыми. Лекарю волей-неволей приходится оправдывать многочисленные ожидания. И попутно герой ухитряется заполучить немало денег от щедрых пациентов, а главное, помочь влюбленным устроить свое счастье.


Эту солнечную мольеровскую комедию режиссер Владимир Чигишев несколько «затемнил». Что-то подобное он уже делал с чеховским водевилем. Кажется, что режиссеру просто необходим некий противовес солнцу и веселью. Словно в его представлении современный мир слишком уж неподходящий для комедий прошлого. И вот Чигишев начинает «утяжелять» Мольера — придавать ему отчетливо русский акцент, несколько чеховское звучание. И все для того, чтобы французский классик прозвучал актуально и созвучно нашему веку наживы и жадности. И получился спектакль о воинствующей глупости богатства, когда деньги лишают ума, ослепляют и убивают в человеке любовь. Грустный получился спектакль.


Грустный, несмотря на почти не смолкающий смех зрительного зала и откровенно фарсовые сцены. Грустный, несмотря на головокружительную скорость происходящего. Головокружительность — вот еще одно определение, подходящее «Лекарю поневоле» от Владимира Чигишева. Головокружительность, которую подчеркивает даже сценография (художник — Сергей Скоморохов) — громоздкая декорация из четырех постоянно вращающихся и сходящихся белых лестниц.


В этом белоснежном сценографическом безумии, «сдобренном» разбросанными повсюду пластиковыми бутылками, словно угадывается калейдоскопичность безумного же течения жизни. Калейдоскопичность и некая бутафорность, когда нет ничего настоящего, когда клиповость мышления заслоняет подлинное. И вот уже беззаботные мольеровские герои с их легкими приключениями под французским солнцем превращаются на наших глазах в героев, куда более близких нам и по времени, и по пространству, — в персонажей, словно сошедших со страниц сатириков советской эпохи. И аромат Франции уже не возвращает даже музыкальное оформление — слишком уж недостижимы песни Эдит Пиаф для тех, кто собрался на этой сцене.


Вероятно, ни в одном другом спектакле Казанского ТЮЗа, а может, и вообще Казани не были задействованы столь мощные силы, как в этой постановке Владимира Чигишева. Режиссер собрал на одних подмостках сразу семь народных артистов Татарстана. Но и заслуженные здесь не менее хороши.


Интересен Василий Фалалеев (Валер), следить за которым настолько увлекательно, что порой отвлекаешься от других персонажей. Люсинда Ольги Лейченко балансирует на тонкой грани, отделяющей фарс от трагедии. Словно режиссер «позаимствовал» актрису совсем из другого жанра. Однако парадоксальным образом это «несоответствие» работает на глубину спектакля, открывая в нем дополнительные планы. Вообще в этом спектакле многим актерам свойственно некоторое дистанцирование от собственных персонажей, легкое отстранение, позволяющее зрителю увидеть в легком сюжете не предугаданные автором пласты.


Но, несмотря на все актерские удачи спектакля, по-настоящему царит на подмостках лишь один — Роман Ерыгин, сыгравший заглавную роль. Собственно, спектакль во многом и создавался именно «с прицелом» на этого артиста, к его полувековому юбилею.


Роман Ерыгин — один из лучших актеров Татарстана. Он может быть застенчивым и эпатажным, романтичным и смелым, интеллигентным и очень характерным. В каждом спектакле образ, созданный Романом Ерыгиным, стоит особняком — благодаря особой манере исполнения. Творческой индивидуальности Ерыгина свойственно в большой мере умение четко и последовательно выстроить действенную линию роли и жестко провести ее через весь спектакль. Его герои очень целеустремленны, очень цепко удерживают в своих руках нити своей судьбы, и если у них случаются неудачи, то не столько в силу собственных просчетов, сколько в силу того, что так, в конце концов, распорядилась судьба.


Таков и его Сганарель. Весьма далекий, правда, от своего французского прототипа, больше напоминающий асоциальный элемент российского разлива, но тем не менее крайне обаятельный и с блеском Остапа Бендера выпутывающийся из всех передряг. Вот такая вот и получается история — смешная и поучительная одновременно — о проходимце, по иронии судьбы оказавшемся на чужом месте.


Французские мотивы, вплетенные в российскую реальность, остроумные диалоги, динамично развивающееся действие и яркая актерская игра — все вместе создает спектакль, способный вызвать улыбку даже у самой искушенной публики.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Игорь Ильинский
  • 1952
  • 45 мин
  • Комедия
  • Игорь Владимиров
  • 1973
  • 117 мин

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета

  • Комедия
  • Марина Глуховская
  • 2011
  • 114 мин

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть