Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Кто боится Вирджинии Вульф?

Театр «Современник» | 1992 | СССР | Драма | 146 мин.
Режисcёр: Валерий Фокин, Роман Балаян
В ролях: Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Александр Кахун
5269
Это была вторая встреча «Современника» с драматургией Э. Олби. Первая состоялась в 1967 году, когда театр с большим успехом поставил спектакль «Баллада о невеселом кабачке». Эту пьесу драматург написал по повести К. Маккалерс. Спустя почти двадцать лет американский автор вернулся на сцену «Современника», на этот раз его знаменитая пьеса, имевшая в шестидесятые оглушительный успех на Бродвее и также послужившая сценарием для фильма в Голливуде с Элизабет Тейлор в главной роли, была поставлена в Москве.

Олег Ефремов, как говорят очевидцы, держал этой ролью Галину Волчек с 60-х, но роли этой при нем она не увидела. И вот в середине 80-х, будучи уже сама руководителем «Современника», она решилась сыграть Марту. Валерий Фокин, который на тот момент являлся штатным режиссером театра и за его плечами уже было немало успешных постановок, взялся ставить сложную драматургию, написанную в традициях, берущих свое начало у Стриндберга.

У Олби, правда, нет борьбы полов, но пьеса написана таким образом, что муж и жена, Марта (Г. Волчек) и Джордж (В. Гафт), ведут друг с другом свою психологическую войну. Им нужны для этих жестоких игр зрители, они же – участники, таковыми и становятся, не ведая того, Хани (М. Неелова) и Ник (А. Кахун).

После университетской вечеринки Марта и Джордж приглашают к себе в дом молодую пару. Марта – дочь ректора, Джордж – преподает историю, но карьера его, несмотря на выгодные родственные связи, не задалась. С первой сцены (они ожидают гостей) ясно – Марта Г. Волчек несчастна, что не является секретом для ее мужа. Вспоминая, как она говорит, дурацкий фильм, Марта цитирует слова киногероини: «Я не удовлетворена жизнью». Г. Волчек так произносит эту фразу, что понятно: — речь идет о ней, Марте. Джордж пытается уйти от разговора, и В. Гафт играет таким образом, что становится ясно: это не первый такой диалог между ними. Более того, он предвидит финал скандальной ночи, поэтому старается ретироваться – де устал. Но Марта уже вошла в фазу ненависти к Джорджу. Помыкая мужем, требуя все время ей налить спиртного, превращая его с нескрываемым презрением в официанта, не выпуская из рук сигареты, она обзывает его свиньей, бездарностью, ничтожеством. Все эти эпитеты Г. Волчек раздает, не утруждая себя темпераментом, барственно, лениво. Марта – дочь ректора, которая привыкла к привилегиям в университетском городке. Вся пластика актрисы выражает превосходство. Марта остроумна и безжалостна. Поглощая бокал за бокалом, она все больше входит в раж. Джордж не уступает ей, дерзко и столь же безжалостно обзывая ее алкоголичкой, издеваясь над ней, припоминает ее эксцентрические выходки на публике в состоянии сильного опьянения. Однако это только пролог супружеских сцен.

Марте нужны еще и зрители их семейного театра жестокости. Джорджу нужны не столько зрители, сколько участники его игры, те, кто станут жертвами, пока они вместе с Мартой будут играть сцены, погружая всех в психологический кошмар.

Раздается звонок. К ним приходят на рюмочку Ник и Хани, он – молодой амбициозный профессор биологии, она – полная противоположность Марте, послушная жена, серенькая мышка, к лицу которой прилипла угодливая улыбка. Их пригласила дочь ректора! С подобострастным видом, боязливо оступаясь, она входит в дом Марты и Джорджа, даже ни на секунду не представляя, какую ночь ей предстоит пережить.

В спектакле, по сути, все действие разворачивается на диване. Все усаживаются, и Хани упаивают до поросячьего визга. Ее тошнит, а Ник напивается все сильнее и, попав в психологическую ловушку, доверительно сообщает Джорджу, что Хани обыграла ложную беременность, в основе чего ее страх рожать, и женила его на себе.
Этим признанием воспользуется Джордж и нанесет удар самодовольному Нику. Сначала кажется, что в Джордже проснулась ревность. Ведь Марта откровенно поглаживает лицо Ника, меняет свой брутальный стиль на женственно-обольстительный. Ее руки, ласкающие Ника, то и дело перехватывает мышка Хани, хоть и падающая от принятого на грудь коньяка. Вместе с тем М. Неелова играет и ту Хани, которая не так беспомощна, как кажется на первый взгляд. Вдруг в ее голосе зазвучат столь стальные интонации, что перед ее напором придется сдаться даже цинику мужу.

Деторождение – одна из тем этой пьесы. Марта и Джордж объявляют, что завтра приедет их сын, потому что у него день рождения. Узкобедрая Хани не хочет рожать, боясь умереть. Биолог Ник трудится над тем, чтобы создать идеальную хромосому, а самому стать быком – производителем идеальной спермы, поставить на поток продолжение потомства.
Джордж пеняет весь вечер Марте, что она начала разговор о сыне, однако причину того понимаешь лишь к финалу пьесы. Им в дом приносится телеграмма: как сообщает Джордж, сын погиб в автокатастрофе.

Г. Волчек, особо отзывчивая на тему материнства, с предельной достоверностью в сцене, когда Марта узнает о гибели сына, вспоминает, как она любила ребенка, как выхаживала его. Не поверить ей невозможно, настолько глубоко и вместе с тем подробно играет выдающаяся актриса эту сцену. Но окажется, что Джордж с Мартой никогда не имели детей. Они сыграли в игру, что у них есть ребенок. Играли они, судя по всему, в такой театр не раз, но в эту ночь Джордж решил «убить ребенка», наконец, он захотел убить иллюзию и заставить жить себя и Марту в реальности. И, несмотря на то что только-только Марта увела наверх Ника, этого жеребчика, для сексуальных утех, она все-таки признается в своей любви к Джорджу.

В спектакле есть зоны тишины, когда В. Фокин дает право на монологи Джорджу и Марте. Оставаясь наедине с самими собой, они все равно ведут мысленные диалоги друг с другом. Унижая, оскорбляя один другого, устраивая фарс, в котором превращаются даже в двух клоунов, они все равно оказываются глубокими натурами, несчастными, но живущими на полную катушку. Их жестокий театр деморализует окончательно Хани и Ника.

В предрассветное утро, которое видно через окно богатого дома, биолог и его жена побитыми покидают Марту и Джорджа, которые не оставляют иллюзий молодой паре. Ник и Хани выпотрошены правдой бытия. Какими они станут – вопрос, но прежними точно не смогут.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Виктор Станицын
  • 1976
  • 162 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Георгий Ансимов
  • 1988
  • 129 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1974
  • 128 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть