Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Последнее письмо

Московский театр «Эрмитаж» | 2011 | Драма | 49 мин.
Режисcёр: Николай Шейко, Ирина Доценко
В ролях: Александра Ислентьева, Сергей Щепачев
962

В основу спектакля «Последнее письмо» Николая Шейко, поставленного на малой сцене московского театра «Эрмитаж», легла, пожалуй, самая пронзительная глава романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — прощальное письмо, которое Виктор Штрум получил от матери, когда ее уже не было в живых (она попала в гетто, а потом была расстреляна).


Любопытно то, что Гроссман включил в роман подлинный документ, его мать действительно расстреляли, и напечатанное в «Жизни и судьбе» письмо Штрума было адресовано непосредственно ему. В течение жизни писатель не раз обращался к маминому «завещанию», он писал ей ответы, зная, что всякий раз пишет в пустоту.


Режиссер Николай Шейко соединил в единый сценический текст письма Гроссмана и его матери. В спектакле солирует Александра Ислентьева (Мать), ей аккомпанирует Сергей Щепачев (Сын).


Умный и тонкий режиссер, Николай Шейко в своем исповедальном спектакле предельно точен и скуп на эмоции. Он справедливо полагается на текст, который, если правильно расставить акценты, сам подводит зрителя к трагическому финалу.


По сути это документальный спектакль, в котором рассказывается реальная история семьи. Осознание этого, конечно, накладывает особый отпечаток на без того пронзительную и болезненную тему.

Женщина в светлом платье и шляпке выступает откуда-то из темноты, словно на миг отделяется от нарисованной на занавесе толпы людей, идущих в неизвестном направлении. «Витя! Витя!» — протяжно зовет она из дымки сына. С первых слов, с первых строчек письма она констатирует, что письмо ее будет последним. Из-за колючей проволоки еврейского гетто ей не выйти. Свой монолог она произносит просто, без надрыва и патетики, с еле уловимой долей иронии к своей героине.


Александра Ислентьева создает образ трогательной, забавной женщины, полнокровной и живой, интеллигентной и порядочной. В Гетто она продолжает лечить и учить французскому, назло приближающейся смерти.


Зритель не может удержаться от слез, когда героиня рассказывает о том, как в Бердичев пришли немцы, как выпустили приказ, запрещающий евреям покупать еду, ходить по улицам, жить в городе. Им велели собрать вещи и явиться в гетто на окраине города. Позже стали водить рыть братские могилы, а после — расстреляли.


Будничной интонацией актриса описывает перемену вдруг произошедшую с соседями, когда ее выселяли из города. Жена дворника позлорадствовала, соседки стали в ее присутствии делить между собой ее мебель, после 20 лет работы ее уволили из больницы только лишь потому, что она — еврейка.


С удивлением она обнаружила, как люди теряют человеческий облик. Как страх делает кого-то подлецом, а кого-то — героем. Так неожиданно ее хмурый пациент пришел на помощь — проводил до гетто и обещал каждый день приносить хлеб. Позже именно он передал Штруму письмо погибшей матери.


Находясь в гетто, описывая своих друзей по несчастью, героиня рассказывает о том, как люди на краю пропасти остаются людьми: «Что сказать тебе о людях? Они продолжают поражать меня хорошим и плохим». Даже в экстренной ситуации человек не теряет надежду, хотя знает — счет его жизни идет на часы. «Надежда не связана с разумом, это инстинкт», — делится своим открытием героиня. Говоря о неминуемой смерти, она в глубине души продолжает надеется на встречу с сыном, хотя мысль о том, что он находится на свободе, единственное, что по-настоящему радует ее.


В постановке есть место не только слову, в самые трудные моменты мать Штрума прерывает монолог, напевая себе под нос еврейскую песенку. В «Последнем письме» есть завораживающие зоны тишины, когда в луче света фигурка немолодой женщины выглядит особенно беззащитной и одинокой.


Впрочем, в своем письме героиня уверяет сына, что в гетто перестала испытывать это чувство — вокруг были люди, разделившие с ней одну судьбу.


Более откровенно об одиночестве она расскажет в конце своей исповеди:


«Витя, я всегда была одинокой. Бессонными ночами я плакала от тоски, моим утешением была мысль, что расскажу тебе о своей жизни, расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. Я часто думала, как ты удивишься, узнав, что твоя мама делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить эту жизнь одиноко, не поделившись с тобой».


Пронзительный монолог спустя 20 лет нашел продолжение в романе писателя. Сын отвечал матери, точно зная, что она больше никогда не прочтет его писем. Свой роман он писал с мыслями о ней, «я — это ты, моя родная, а когда я умру, моя любовь останется в той книге, которую я тебе посвятил».


Спектакль театра «Эрмитаж» был поставлен к юбилею победы. Негромкая премьера собрала в зале театра людей, для которых имя Гроссмана было связано с понятием «правда о войне». Исповедь, свидетелями которой они стали, рассказывала не только о жизни и смерти, о фашизме и еврейских погромах. Это был спектакль о материнской любви, которая не заканчивается даже после смерти. «Последнее письмо» — один из немногих спектаклей, по окончании которого зрители не спешат покинуть театр, а просто молча сидят в тишине.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Леонид Трушкин
  • 1992
  • 140 мин

Театр Антона Чехова

  • Драма
  • Сергей Десницкий
  • 1984
  • 192 мин

Московский художественный театр им. А.П. Чехова (МХТ им.Чехова)

  • Драма
  • Галина Самойлова
  • 1981
  • 43 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть