Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Зигзаги

Московский драматический театр «Человек» | 2012 | Россия | Драма | 79 мин.
Режисcёр: Людмила Рошкован
В ролях: Алексей Агапов, Юрий Болтыханов, Милена Цховреба, Любовь Горбатова, Ольга Соколовская
903

Спектакль «Зигзаги» Московского драматического театра «Человек» родился спустя год после пышно отмеченных по всей стране юбилейных торжеств — тогда отмечали 200-летие со дня рождения Александра Сегреевича Пушкина. Собственно, не удивительно, что этот спектакль-посвящение поэту решили вынести несколько за скобки празднеств. Ведь его менее всего можно назвать «юбилейным» — таким Пушкиным сложно поставить «галочку» в отчете по «датским» спектаклям.


Да, номинально, да и настроенчески, он посвящен поэту, но рассказывать нам о его жизни или — не дай Бог! — разыгрывать отдельные его произведения здесь никто не собирается. Скорее, покажут именно то, что и обещает заглавие — зигзаги его судьбы, судьбы его книг и многочисленных интерпретаций и преломлений в глазах писателей последующих (а то и предыдущих) поколений.


Конечно, «Зигзаги» (по текстам самого поэта, Франсуа Рабле, Даниила Хармса и Владимира Друка) — это не про Пушкина. Это не «мой Пушкин», и не «наш Пушкин», и не «их Пушкин». «Зигзаги» — это, наверное, про нас самих в преломлении всей нашей культуры (которой без Александра Сергеевича очень многого бы не доставало) и в отражении культуры иной (здесь очень кстати пришелся Рабле). А сам Пушкин — лишь своеобразная точка отсчета, некий эталон, что ли, по которому меряется вся наша нынешняя и прошедшая жизнь.


Даже по такому несколько сумбурному предисловию вполне очевидно, насколько непривычна с драматической точки зрения постановка Людмилы Рошкован. Непривычна в сравнении с театром, который мы привыкли называть традиционным, но вполне характерна для художественной стилистики театра-студии «Человек». Ведь в «Зигзагах», поставленных спустя четверть века после основания театра, есть все оставляющие «традиционного» спектакля этой экспериментальной студии. Он несколько неясен и туманен, жестко ироничен, интеллектуально вызывающ и бескомпромиссен. «Зигзагообразная» история о неком человеке — Мужчине (так он значится в программке), — который может являться Пушкиным, а может и не являться, рассказана столь же зигзагообразно.


Прихотливый «зигзаг», похоже, вел руку режиссера, прочерчивающую этот сложный и причудливый мизансценический рисунок. Причем рисунок этот проступал отнюдь не только на плоскости планшета сцены, но временами приобретал и свойства 3D. Например, когда Девочка, Девушка и Девица спускались с потолка по белым эластичным рукавам, похожие на белокрылых бабочек, освободившихся из своих давящих коконов. Или когда в сцене с фокусами, что показывал Мужчине его безымянный Друг, из стены вдруг вываливались игральные карты.


Не менее прихотливый «зигзаг» отозвался и в заковыристом и не поддающемся логическому и конструктивному описанию движении текста. Порой даже казалось, что в этом и заключается одна из основных целей режиссера — освободить происходящее на сцене от власти литературного языка. Сделать все, чтобы не быть привязанными хотя бы к тексту, чтобы творить его здесь и сейчас — на сцене, на глазах зрителей. Чтобы строки Хармса и Рабле казались не цитатами, очень точно подобранными весьма начитанными людьми, а живой эмоцией, пульсирующей этими образными словами. Ведь, по сути, здесь нет даже как таковой литературной инсценировки, никакой драматург не записал кропотливо диалоги для актеров — лишь отдельные фразы, возникающие по ходу спектакля. Фразы, из которых складывается своеобразный комментарий к происходящему на сцене.


Из этой толпы фраз несколько раз всплывает и повторяется одна: «кто я?» (со всеми своими вариациями — «кто вы?», «кто они?»). Поначалу ее отмечает лишь ухо, тогда как мозг всерьез не воспринимает, поглощенный причудливой и веселой игрой слов и движений. Но постепенно из этой нарочитой легкомысленности и необязательности начинает проступать трагическая изнанка. И в ней — трагедия Поэта, да и наша, сегодняшняя трагедия.


Да, как такого Пушкина в спектакле нет, как нет и иных исторических персонажей. Вместо них — обобщенны означенные отношения между Мужчиной, Другом, Девушкой, Девочкой и Девицей, но в отдельные моменты действия из этого «общего» вдруг выделяется «частное». И начинает казаться, что все это время ты смотрел на стереофоническую картинку, искренне пытаясь расфокусировать взгляд, и вот теперь ты вознагражден — ты увидел то, что скрывалось за мешаниной непонятных цветных символов. И ты уже видишь реальные фигуры, занимавшие в жизни поэта важное место, узнаешь эпизоды жизни поэта, «картинки» из его произведений. А потом снова возвращаешься в чехарду слов и движений, чтобы снова погрузить свое сознание в транс, так необходимый, чтобы воспринять главное.


Тем временем в воздухе носятся странные шумы, голоса, цыганское пение, складывающиеся в единый звуковой ряд, что создает режиссер. Эти звуковые нити во многом и объединяют в единое театральное полотно зигзагоподобные мизансцены, изломанные жесты да эмоциональные выплески. Причудливая сценография Виктора Платонова и диковинные костюмы Нины Климовской, в которых смешались черты эпохи романтизма и современность, под стать режиссерским выдумкам.


И в результате рождается театральное действо — возможно не драматическое, во многом перформативное, но очень живое.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Борис Ливанов
  • 1969
  • 151 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1978
  • 153 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Ольга Соколовская
  • 2012
  • 84 мин

Московский драматический театр «Человек»

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть