Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Зигзаги

Московский драматический театр «Человек» | 2012 | Россия | Драма | 79 мин.
Режисcёр: Людмила Рошкован
В ролях: Алексей Агапов, Юрий Болтыханов, Милена Цховреба, Любовь Горбатова, Ольга Соколовская
991

Спектакль «Зигзаги» Московского драматического театра «Человек» родился спустя год после пышно отмеченных по всей стране юбилейных торжеств — тогда отмечали 200-летие со дня рождения Александра Сегреевича Пушкина. Собственно, не удивительно, что этот спектакль-посвящение поэту решили вынести несколько за скобки празднеств. Ведь его менее всего можно назвать «юбилейным» — таким Пушкиным сложно поставить «галочку» в отчете по «датским» спектаклям.


Да, номинально, да и настроенчески, он посвящен поэту, но рассказывать нам о его жизни или — не дай Бог! — разыгрывать отдельные его произведения здесь никто не собирается. Скорее, покажут именно то, что и обещает заглавие — зигзаги его судьбы, судьбы его книг и многочисленных интерпретаций и преломлений в глазах писателей последующих (а то и предыдущих) поколений.


Конечно, «Зигзаги» (по текстам самого поэта, Франсуа Рабле, Даниила Хармса и Владимира Друка) — это не про Пушкина. Это не «мой Пушкин», и не «наш Пушкин», и не «их Пушкин». «Зигзаги» — это, наверное, про нас самих в преломлении всей нашей культуры (которой без Александра Сергеевича очень многого бы не доставало) и в отражении культуры иной (здесь очень кстати пришелся Рабле). А сам Пушкин — лишь своеобразная точка отсчета, некий эталон, что ли, по которому меряется вся наша нынешняя и прошедшая жизнь.


Даже по такому несколько сумбурному предисловию вполне очевидно, насколько непривычна с драматической точки зрения постановка Людмилы Рошкован. Непривычна в сравнении с театром, который мы привыкли называть традиционным, но вполне характерна для художественной стилистики театра-студии «Человек». Ведь в «Зигзагах», поставленных спустя четверть века после основания театра, есть все оставляющие «традиционного» спектакля этой экспериментальной студии. Он несколько неясен и туманен, жестко ироничен, интеллектуально вызывающ и бескомпромиссен. «Зигзагообразная» история о неком человеке — Мужчине (так он значится в программке), — который может являться Пушкиным, а может и не являться, рассказана столь же зигзагообразно.


Прихотливый «зигзаг», похоже, вел руку режиссера, прочерчивающую этот сложный и причудливый мизансценический рисунок. Причем рисунок этот проступал отнюдь не только на плоскости планшета сцены, но временами приобретал и свойства 3D. Например, когда Девочка, Девушка и Девица спускались с потолка по белым эластичным рукавам, похожие на белокрылых бабочек, освободившихся из своих давящих коконов. Или когда в сцене с фокусами, что показывал Мужчине его безымянный Друг, из стены вдруг вываливались игральные карты.


Не менее прихотливый «зигзаг» отозвался и в заковыристом и не поддающемся логическому и конструктивному описанию движении текста. Порой даже казалось, что в этом и заключается одна из основных целей режиссера — освободить происходящее на сцене от власти литературного языка. Сделать все, чтобы не быть привязанными хотя бы к тексту, чтобы творить его здесь и сейчас — на сцене, на глазах зрителей. Чтобы строки Хармса и Рабле казались не цитатами, очень точно подобранными весьма начитанными людьми, а живой эмоцией, пульсирующей этими образными словами. Ведь, по сути, здесь нет даже как таковой литературной инсценировки, никакой драматург не записал кропотливо диалоги для актеров — лишь отдельные фразы, возникающие по ходу спектакля. Фразы, из которых складывается своеобразный комментарий к происходящему на сцене.


Из этой толпы фраз несколько раз всплывает и повторяется одна: «кто я?» (со всеми своими вариациями — «кто вы?», «кто они?»). Поначалу ее отмечает лишь ухо, тогда как мозг всерьез не воспринимает, поглощенный причудливой и веселой игрой слов и движений. Но постепенно из этой нарочитой легкомысленности и необязательности начинает проступать трагическая изнанка. И в ней — трагедия Поэта, да и наша, сегодняшняя трагедия.


Да, как такого Пушкина в спектакле нет, как нет и иных исторических персонажей. Вместо них — обобщенны означенные отношения между Мужчиной, Другом, Девушкой, Девочкой и Девицей, но в отдельные моменты действия из этого «общего» вдруг выделяется «частное». И начинает казаться, что все это время ты смотрел на стереофоническую картинку, искренне пытаясь расфокусировать взгляд, и вот теперь ты вознагражден — ты увидел то, что скрывалось за мешаниной непонятных цветных символов. И ты уже видишь реальные фигуры, занимавшие в жизни поэта важное место, узнаешь эпизоды жизни поэта, «картинки» из его произведений. А потом снова возвращаешься в чехарду слов и движений, чтобы снова погрузить свое сознание в транс, так необходимый, чтобы воспринять главное.


Тем временем в воздухе носятся странные шумы, голоса, цыганское пение, складывающиеся в единый звуковой ряд, что создает режиссер. Эти звуковые нити во многом и объединяют в единое театральное полотно зигзагоподобные мизансцены, изломанные жесты да эмоциональные выплески. Причудливая сценография Виктора Платонова и диковинные костюмы Нины Климовской, в которых смешались черты эпохи романтизма и современность, под стать режиссерским выдумкам.


И в результате рождается театральное действо — возможно не драматическое, во многом перформативное, но очень живое.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Мария (Мариэтта) Муат
  • 1972
  • 134 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Роберт Стуруа
  • 2004
  • 149 мин
  • Драма
  • Андрей Широков
  • 2011
  • 117 мин

Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть