Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Прошлым летом в Чулимске

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой | 1975 | СССР | Драма | 134 мин.
Режисcёр: Владимир Андреев, Алина Казьмина
В ролях: Станислав Любшин, Сергей Приселков, Николай Макеев, Николай Бриллинг, Юрий Медведев, Герман Энтин, Татьяна Щукина, Наталья Архангельская, Софья Павлова
2106

Имя Александра Вампилова в отечественном театре стоит особняком. Пьесы, с огромным трудом пробивавшиеся на сцену при жизни автора, стали явлением эпохальным. Они, в чем-то связанные с драматургией старших современников, но гораздо сильнее — с театром Чехова (и далее — вглубь столетий — к корням русской классической пьесы), поделили русский театр второй половины XX века на до и после. Можно сказать, что Вампилов выводит советскую драму на мировой уровень. Вот только автор не застиг славы, экранизаций, исследований творчества. Все это случилось после его трагической гибели: он утонул в Байкале, не дожив двух дней до 35-летия.


До сих пор кажется, что театр только начал разгадывать Вампилова, подбирать к нему ключ. И все же принципиальные вещи были угаданы уже в первых постановках. После гибели драматурга (1972) режиссеры проявляли все больший интерес к нему. Посмертное признание росло от спектакля к спектаклю, что, в конечном счете, привело к тому, что 1970-е окрестили «вампиловским десятилетием». Этому во многом способствовали главный режиссер Театра им. М. Н. Ермоловой Владимир Андреев и Елена Якушкина.


Здесь стоит сделать отступление и сказать, что Якушкина и открыла Вампилова в Москве. Образованная, самоотверженно служившая театру, она обладала репутацией человека, который чуток к талантам и помогает им пробиться. К ней сведущие люди и направили молодого иркутянина Вампилова. Завязалась дружба, началась переписка, позже опубликованная. Якушкина пыталась ввести драматурга в театральную среду, облегчить цензурный гнет, давала читать пьесы влиятельным режиссерам и драматургам. После смерти ее «подопечного» ермоловский театр станет «домом Вампилова» (Р. Кречетова). Здесь будут идти «Старший сын» (1972), «Прошлым летом в Чулимске» (1974), «Стечение обстоятельств» (1977), «Утиная охота» (1979), снова «Старший сын» (1982). В этом ряду особо выделяется «Прошлым летом в Чулимске» — по последней вампиловской пьесе.


Критики, писавшие (или позже вспоминавшие) об этом спектакле, говорили: «традиционный». Писали о чрезвычайно внимательном отношении к пьесе, о соблюдении ее длинных ремарок. «Бесхитростное, послушное следование за текстом» (Е. Стрельцова). «Режиссер счел необходимым отнестись внимательно к каждой запятой» (М. Седых). Говорили о том, что это, в сущности, бытовой театр; что режиссер и художник словно хотят «умереть» в драматурге; что на первом плане — течение событий пьесы и актеры, эти события разыгрывающие. Доверие актерам и полнейшее отсутствие формалистских решений было понятно: Андреев стал режиссером, уже будучи актером, пришел в режиссуру «не с дипломом, а по призванию» (Б. Поюровский). В его спектакле «нет особых всплесков, запоминающихся мизансцен» (тот же Б. Поюровский). Подобные определения не умаляли уважительного отношения к «Чулимску». Напротив, критики ставили его в разряд лучших спектаклей по Вампилову. Не забывая оговориться, что он — «традиционен».


В том же 1974 году эта пьеса была поставлена в БДТ Георгием Товстоноговым. Трудно было избежать сравнений. В ткани спектакля БДТ, конечно, ощущался режиссерский курсив, более определенной была трактовка персонажей и событий. Товстоногов сгущал краски. У него Чулимск казался угрюмым, пространство несло тревогу, сценический мирок обступала темнота. Напряженность событий придавала спектаклю черты «психологического детектива» (М. Седых). Андреев же избегал смысловых подчеркиваний. Интонация его «Чулимска» была другой — как будто объективно-спокойной. Сам город возникал перед зрителем в «привлекательной обыденности и в суете, неторопливой провинциальной суете», люди сходились и расходились «как бы случайно» (Т. Чеботаревская).


Товстоногов назвал пьесу «концертом для скрипки с оркестром», где скрипка — персонаж Шаманов. Но опыт постановок показывает, что возможна разная расстановка сил. Вообще, первоначальное название — «Валентина». Так и назывался фильм Глеба Панфилова (1981), где действие стягивалось, впрочем, не к заглавной героине, а к Анне Васильевне Хороших — Инне Чуриковой, игравшей, по мнению Е. Гушанской, «скорее демиурга этого мира, чем крикливую буфетчицу-распустеху». В андреевской постановке особо выделялись Шаманов — Станислав Любшин и Валентина — Татьяна Шумова (в телеверсии — Татьяна Щукина). Судя по описаниям рецензентов, они — каждый по-своему — несли щемящую вампиловскую интонацию, раздвигая «реалистические» границы спектакля и поэтизируя его.


Конечно, крайне трудно говорить о «Чулимске» спустя десятилетия, если сущность этого спектакля отражалась не во внешнем рисунке, мизансценах и сценографии, но — в интонации, атмосфере и тонкости актерских работ. Прикоснуться к спектаклю позволяет его телеверсия (1975), которая и сегодня смотрится с огромным интересом. И может, предварить просмотр следует мнением критика (мнением очень личным), в память которого андреевский «Чулимск» врезался как один из лучших вампиловских спектаклей («а может быть, и самый лучший»). Р. Кречетова в 2000 году писала, что эта постановка, конечно, терялась в потоке сильнейших впечатлений тех лет. Спектакль, действительно, казался традиционным. «Его энергетика была без демонстративных новаторских выходок. История Валентины и Шаманова рассказывалась со спокойным достоинством, среди бытовых обстоятельств, но с такой внутренней убежденностью, такой верой в ее почти притчевую ясность и силу, что до сих пор при воспоминании об этом спектакле по спине у меня бежит холодок». А когда Валентина в финале вновь восстанавливала палисадник, было в ее движениях «что-то выходящее за пределы конкретной ситуации. Вроде бы бытовой, житейски подробный спектакль вдруг приобрел высоту и холодящее кровь спокойствие эпоса».

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Эдуард Кольбус
  • 1989
  • 167 мин

Саратовский академический драматический театр им. И.А. Слонова

  • Драма
  • Ансар Халилуллин
  • 2012
  • 115 мин

Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского

  • Драма
  • Борис Горбачевский
  • 2011
  • 133 мин

Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть