Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Мы не увидимся с тобой

Театр «Современник» | 1981 | СССР | Драма | 112 мин.
Режисcёр: Валерий Фокин, Майя Маркова
Писатель: Константин Симонов
В ролях: Михаил Глузский, Михаил Жигалов, Лия Ахеджакова, Фёдор Валиков, Александр Вокач, Людмила Крылова, Марина Неёлова, Константин Райкин, Сергей Сазонтьев, Виктор Тульчинский, Пётр Олев
1966

Спектакль «Мы не увидимся с тобой» (1979) по повести Константина Симонова стал знаменательным для «Современника». Не столько потому, что выделялся в потоке других постановок о войне — к 35-летию Победы, — а премьера совпала со смертью Симонова (что окрашивало спектакль особой тональностью). Потому, прежде всего, что работа Валерия Фокина вписалась в исторический контекст «Современника». Во-первых, продолжилась линия, связанная с военной тематикой, всегда важной для театра. Пятью годами раньше Иосиф Райхельгауз поставил «Из записок Лопатина» (по названию симоновского цикла повестей, последняя из которых — как раз «Мы не увидимся с тобой»). Но это и «Не стреляйте в белых лебедей» (1976) того же Фокина, и гораздо более ранняя постановка по Симонову «Четвертый» (1961) в постановке Олега Ефремова. Можно вспомнить, что спектакль «Вечно живые» по Розову, с которого начался «Современник», многие годы был визитной карточкой театра.


Фокин по-новому осмыслял название театра, явно перекликающееся с легендарным журналом «Современник», который издавал Некрасов («поэтом можешь ты не быть...» — этот смысл витал в воздухе этапных спектаклей театра). «Публицистичность» мизансцен, выходы актеров к рампе, прямое обращение к залу, узнаваемость: это напоминало о раннем «Современнике».


Особенности литературного материала совпадали с рационализмом фокинской режиссуры. Если фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны» 1976 года (тоже по повести из симоновского цикла), как писала Н. Таршис, — это элегическая ретроспекция, впечатления от которой «лиричны от начала до конца», то Фокина больше привлекла возможность отстраненного осмысления войны. В спектакле принципиальную важность обретало то, что у Симонова война дана глазами корреспондента (а в этом качестве писатель побывал на всех фронтах). Отсюда интонация очерка. Рациональное начало усиливалось уже самой инсценировкой, где Лопатин раздвоился: на молодого и пожилого. На того, кто участвует в давних событиях, и того, кто эти события вспоминает и комментирует. Спектакль воспринимался «как внутренний монолог Лопатина, слагающийся из множества диалогов» (Н. Лейкин). Перекличка Лопатиных делала связь времен зримой, осязаемой.


Молодого героя играл Михаил Жигалов, а на роль Лопатина-старшего пригласили популярного по кино Михаила Глузского. Сходство не ограничивалось внешними данными. За простотой социального героя скрывался драматизм, с которым этот простой человек всматривался в жестокое лицо войны.


В других актерских работах рецензенты отмечали высокую степень обобщения: притом, что индивидуальное «дыхание» каждого актера сохранялось. Это особенно заметно в случае с двумя героинями — Марины Неёловой и Лии Ахеджаковой, одухотворявшими строгое режиссерское построение, наделявшими его человеческой теплотой. Неёлова сыграла актрису Нику — женщину, ради которой идешь в бой — и одерживаешь победу (ее имя символично). Женщину, умеющую ждать, «как никто другой» («Жди меня», адресованное Симоновым конкретной возлюбленной — актрисе Валентине Серовой — в военные годы стало почти заклинанием). Неёлова (с приходом в «Современник» сыгравшая другую Прекрасную Даму военных лет — Веронику в «Вечно живых») соблюла тонкую грань между обобщенным образом и очень нетипичной, «отдельной» женской индивидуальностью. Как будто дробящийся рисунок роли, позволявший в одной сцене разглядеть множество нюансов и оттенков, рождал ощущение внутреннего дрожания, вибрирования.


До фокинского спектакля Ахеджакова создала крохотный шедевр, снявшись в роли женщины с часами в картине «Двадцать дней без войны». В «Мы не увидимся с тобой» перед ней стояла едва не более сложная задача: в маленьком эпизоде пережить перед зрителем горе матери, узнавшей о гибели сына. Все, кто писали о фокинской постановке, выделили мать Гурского. Телеспектакль позволяет представить, как был выстроен строгий и завораживающий рисунок роли. Сперва напряжение специально нагнетается: героиня — внутренне легкая, невесомая — невольно мешает растерянному Лопатину известить ее, оттягивает момент. Говорит: я думала, это пришел сын. Маленькая, хрупкая, она нежно обнимает высокого крепкого Лопатина. Когда же слышит, что сын погиб, вопреки предшествовавшему нагнетанию следует мгновенная — на автомате — реплика: «Я так и знала». Сказанная вскользь, обыденно. И только после этого — специально запоздалый — эмоциональный отклик героини.


Персонажи действовали в пустом условном пространстве, которое режиссер увеличил, выдвинув сцену в зрительный зал, что дало ощущение глубины. Там, вдалеке, как в дымке, появлялись в самом начале персонажи и шли к рампе — к сидящему в зале Лопатину-старшему. Он поднимался на сцену — и словно оживлял героев своих воспоминаний. Всю стену в глубине занимали увеличенные фотографии бойцов. Лица, лица, лица, смотрящие в зал. В телеспектакле отдельные фото на стенах стали лишь незначительной частью интерьера, ведь действие происходит в более «реалистических» условиях: в кабинете Лопатина-старшего, в обстановке явно не военных лет, где «материализуются» герои прошлого. «Лопатин — Глузский, проходя по комнате, пересекает путь Лопатину — Жигалову. Им не разминуться на площадке телевизионной сцены, как и на просторах памяти. Они и должны все время „мешать“ друг другу. Тут теснота кадра — во благо» (Л. Польская). В финале телеверсии старший Лопатин, оставляя всех героев в комнате, выходит куда-то в черноту, захлопнув дверь. Он настолько сжился с прошлым, что словно хочет перезагрузить сознание: убедиться, что это лишь фантомы. В спектакле же привидевшиеся герои уходили в глубину, а Лопатин — Глузский опять спускался к зрителям — чтобы покинуть зал. Актеры на поклоны не выходили.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Ирина Зубжицкая
  • 2003
  • 82 мин

Нижегородский театр «Зоопарк»

  • Драма
  • Марк Захаров
  • 1983
  • 80 мин

Московский государственный театр «Ленком»

  • Драма
  • Андрей Гончаров
  • 2015
  • 75 мин

Саратовский ТЮЗ Киселева

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Мероприятия под открытым небом будут идти все лето.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть