Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Чайка. Настоящая оперетка

Московский театр «Школа современной пьесы» | 2004 | Драма | 135 мин.
Режисcёр: Иосиф Райхельгауз, Артур Тадевосян
В ролях: Ирина Алферова, Олег Долин, Владимир Шульга, Aнжелика Волчкова, Вадим Колганов, Нина Шацкая, Ольга Гусилетова, Владимир Качан, Саид Багов, Альберт Филозов
1209

Школа современной пьесы и ее бессменный художественный руководитель Иосиф Райхельгауз, кажется, больше всех в столице любят чеховскую «Чайку». В каком только виде она не «летала» на этой сцене! Сначала была вполне традиционная постановка, согласно автору. Затем театру показалось мало и они обратились к детективной игре Бориса Акунина, пьеса которого начинается там, где заканчивается чеховская — финальной сценой и репликой: «Константин Гаврилович застрелился». А дальше — обескураживающее понимание: не застрелился — убили. И расследование. Сколько версий — столько сцен. Под подозрением каждый.


И вот, наигравшись в детективные игры, но не желая прощаться с полюбившимся сюжетом театр снова обращается к Чехову. Снова к «Чайке». Но теперь озерную птицу подают под соусом классической оперетты. Кстати говоря, Райхельгауз подобным образом уже с чеховской драматургией поступал, когда поставил его одноактное «Предложение» одновременно как оперу, балет и драму, назвав получившееся действо «А что-то ты во фраке?». И действо это, действительно, полюбилось публике.


Теперь соавторы появились и у «Чайки»: автор либретто — Вадим Жук, композитор — Александр Журбин. То, что получилось, больше похоже веселые попурри на музыку советской эстрады, которые старательно исполняются актерами Школы драматического искусства. К слову, в этом еще один «манок» спектакля — все роли во всех трех версиях «Чайки» играют одни и те же актеры: Альберт Филозов — Дорна, Ирина Алферова — Аркадину, а Владимир Качан — Тригорина. Да и самим артистам такой эксперимент, пожалуй, должен был быть весьма и весьма любопытен — кому б не хотелось получить уникальную возможность и открыть в своих героях совершенно разнообразные грани, сыграть их и в комическом, и в трагическом ключе? В данном случае — в жанре оперетты.


Эту самую оперетту здесь одновременно пародируют, обозначают и восхищаются ею. Причем большинство актеров эту задумку схватывают на лету и стараются не переступить грань, отделяющую тонкую пародию от пошлого кривляния. Наверное, наиболее удачно и смешно это получается у Владимира Шульги (Сорина), Вадима Колганова (Шамраев), Нины Шацкой (Полина Андреевна), Саида Багова (Медведенко), Альберта Филозова и Владимира Качана. Треплев же в исполнении совсем молодого Олега Долина оказался неожиданно трепетным и очень трогательным.


В процессе создания этой «настоящей оперетки», веселились, кажется, все. И, вероятно, все принимали участие в поиске многочисленных шуток, основанных или нет (не столь важно) на тексте Чехова. Смеются на сцене, смеются и в зале над многочисленными перлами: «Маша любит Костю. Костя любит Нину. Нина любит Борю. А Боря любит рыбу»; «И непременно пришлите книжку Марье Шамраевой, позволяющей лишку»; «Чайка на траве лежала, небо в озере дрожало, в небе музыка плыла, в светлом платье я была»; «Души людей и животных не ропщут, в общую душу слиться спешат. Есть только общая, общая, общая Мировая душа».


К слову, как и положено настоящему музыкальному спектаклю, здесь есть живой оркестр — настолько небольшой, что назвать его можно, скорее, оркестриком. Расположился он в самой глубине сцены на высоком балконе. Есть здесь и настоящий хор (опять же, в силу своей крошечности — хорик), который, на удивление, одновременно выполняет и функции кордебалета. Здесь, как зрители оперетты давно привыкли, задники живописные, а костюмы красочные. Одним словом, все служит тому, чтобы доставить публике эстетическое наслаждение и дать ей возможность с максимальной приятностью провести вечер.


Да, ну и, конечно, какая же оперетта имеет право на трагический финал? Конечно же никакая! Если Чехов нам предлагает мрачное самоубийство, Акунин — злостное убийство, то создатели оперетты всех успокаивают. Выстрел-то в финале раздастся, даже не один, но... выбегают хохочущий Дорн, со смехом докладывающий ничем не озабоченным домочадцам: «Константин Гаврилыч опять застрелился!». Естественно, это шутка — всего лишь пробка вылетела из бутылки шампанского. Ее-то и выносят на сцену счастливые Костя и Нина, разливают по бокалам искрящийся напиток и дружно поют: «Чтобы ружье не бабахнуло в акте последнем, просто не вешайте в первом на сцену ружья, пусть их стреляют в каком-то театре соседнем. Будем считать, что у нас здесь трактовка своя». Так что веселый праздник продолжается!

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Римас Туминас
  • 2014
  • 160 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Дмитрий Бертман
  • 2012
  • 154 мин

Московский театр «Геликон-опера»

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть