Литературные кафе

Многие кафе и рестораны становятся знаменитыми именно тем, что там проводят время люди определенных сословий, профессий и интересов. Мы решили вспомнить, в каких ресторанах любили бывать знаменитые поэты, писатели и публицисты.

Ресторан «Прага»

Ресторан, расположенный в Москве по адресу Арбат, 2, прошел, кажется, все стадии развития точки общепита. История «Праги» началась еще в 1872 году, когда в доме открылся трактир, посетителями которого были московские извозчики. Недолго думая, между собой они переименовали трактир в «Брагу».
Неизвестно, как бы сложилась судьба этого места, если бы не игра в бильярд. В конце XIX века хозяином трактира стал купец Семен Петрович Тарарыкин, выиграв его у прежнего владельца. Он-то и превратил бывшую забегаловку в высококлассный ресторан. Именно здесь в 1898 году Антон Чехов праздновал с мхатовцами премьеру «Чайки». Здесь же в 1913 году Илья Репин устроил банкет после представления своей картины «Иван Грозный и сын его Иван».
После Октябрьской революции «Прага» была национализирована и превращена в общедоступную столовую. О качестве обслуживания в бывшем ресторане мы можем судить по четверостишию Маяковского:
Здоровье — радость, высшее благо,
В столовой Моссельпрома — бывшая «Прага».
Там весело, чисто, светло и уютно,
Обеды вкусны и пиво немутно!

Ресторан в доме Грибоедова

Ресторан МАССОЛИТа, яркими красками описанный в романе «Мастер и Маргарита», имеет два реальных прототипа. Во-первых, это ресторан в доме Герцена, именно этот особняк и был пристанищем для всех литературных организаций в 20–30-х годах XX века, а во-вторых, ресторан Клуба театральных работников.
В разное время директором этих двух заведений был Яков Розенталь, послуживший прототипом героя романа Арчибальда Арчибальдовича.
Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии «Грибоедов» бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

«Каторга»

«Притон буйного и пьяного разврата, воров и беглых» — так описывал знаменитый трактир на Хитровской площади Владимир Гиляровский. Благодаря Гиляровскому и его книге «Москва и москвичи» «Каторга» навсегда вошла в историю русской литературы.
Трактир находился в доме Елизаветы Платоновны Ярошенко, расположенном по адресу Подколокольный переулок, 11/11, строение 2. Сейчас на этом доме нельзя найти даже следов двери, которая вела в трактир, закрывшийся сразу после Октябрьской революции.
И в «Каторге» нет теперь двери, из которой валил, когда она отворялась, пар и слышались дикие песни, звон посуды и вопли поножовщины. Рядом с ним дом Буниных — тоже теперь сверкает … На площади не толпятся тысячи оборванцев, не сидят на корчагах торговки, грязные и пропахшие тухлой селедкой и разлагающейся бульонкой и требухой. Идет чинно народ, играют дети… А еще совсем недавно круглые сутки площадь мельтешилась толпами оборванцев.
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

«Бродячая собака»

Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» было одним из центров культурной жизни Серебряного века. Представители богемы собирались в доме № 5 по Михайловской улице Петрограда после полуночи и разъезжались только под утро.
Завсегдатаями кафе были Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт. Стены кафе были расписаны художником Сергеем Судейкиным, об этой росписи упоминает в своем стихотворении Ахматова:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
«Бродячая собака» просуществовала недолго: заведение, открытое в канун 1912 года, исчезло 3 марта 1915 года. Официальная причина закрытия — нелегальная продажа алкоголя, в действительности же знаменитый арт-подвал могло сгубить антивоенное выступление Маяковского. По словам Бенедикта Лившица, «…первое же дыхание войны сдуло румяна со щек завсегдатаев «Бродячей собаки».

«Сайгон»

Легендарное место встречи всех героев андеграунда открылось в Ленинграде 1 сентября 1964 года при ресторане «Москва» и на первых парах получило название «Подмосковье». Новым именем — «Сайгон» — кафе обзавелось немного позже. По версии литературного критика Виктора Топорова, название появилось совершенно случайно: «Там то разрешали, то запрещали курить внутри… В период, когда курение было запрещено, две девушки достали сигареты, к ним подошел милиционер и сказал: «Что вы тут делаете, безобразие, какой-то «Сайгон» устроили…»  — в этот момент война во Вьетнаме была в самом разгаре.
Посетителями «Сайгона» были Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Иннокентий Смоктуновский, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Марк Науменко, Константин Кинчев, Юрий Шевчук и многие другие. Однако, несмотря на популярность места, в марте 1989 года кафе перестало существовать. Сейчас о нем напоминает лишь мемориальная табличка на доме 49 по Невскому проспекту.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна