Войти Версия для слабовидящих

От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России

Московский Кремль

Московский Кремль — самая крупная крепость на территории Европы. Свой нынешний облик он приобрел еще при Иване III в 1495 году. По инициативе царя в строительстве стен и башен крепости задействовали зодчих со всей Руси. Для возведения оборонительных сооружений пригласили итальянских мастеров. В дальнейшем площадь территории увеличили до 27,5 гектара.

Во времена СССР на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен установили самоцветные звезды из нержавеющей стали. В центре располагалась двухметровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. За два года камни в звездах полностью выцвели, и их заменили на «рубиновые» звезды, подсвечивающиеся мощными лампами.

В 2012 году эксперты впервые оценили примерную стоимость Кремля. Она составила 1,5 триллиона рублей.

Успенский собор во Владимире

В 1158 году князь Андрей Боголюбский решил возвести великий храм и сделать его религиозно-культурным центром всей Руси. Он заложил первый камень в фундамент и выделил на строительство десятую долю своих доходов. Грандиозный замысел воплотили в жизнь западноевропейские зодчие. Храм сложили из известняка, украсили белокаменной резьбой, а своды выполнили из пористого туфа — особо ценного отделочного материала. Входные порталы оковали мастера листами золоченой меди, а пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медными позолоченными плитками. Центр увенчали 33-метровым золоченым куполом.

На воссоздание храма после пожаров и нашествия татаро-монголов Екатерина II выделила немалую по меркам тех лет сумму — 14 тысяч рублей. Но самой масштабной и дорогой стала реставрация 1888–1891 годов под руководством Ивана Карабутова. В результате собор стал более просторным и приобрел пять золоченых куполов. Его стены, своды и колонны живописцы покрыли фресковой росписью. Восхищенные летописцы сравнивали Успенский собор с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Большой Петергофский дворец

Прототипом Петергофского дворца стал Версаль. Идея создания парадной загородной резиденции принадлежала Петру I. Для начавшегося в 1714 году строительства привлекли лучших специалистов Европы. Художественный замысел постройки осуществлял Иоганн Браунштейн — немецкий архитектор на службе императора. Его сменил французский зодчий и мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Леблон. Завершил строительство итальянец Николо Микетти. К тому времени он стал главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах.

При жизни Петра I Большой дворец Петергофа перестраивался дважды. Во времена правления Елизаветы Петровны итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747–1752 годах перестроил «скромный», по его мнению, дворец в еще более роскошный. От центрального корпуса стали расходиться две одноэтажные галереи. Стиль зрелого барокко подчеркнули трехцветный окрас фасадов с использованием золота и пышность декоративного убранства. Именитые иностранные мастера и художники украсили зал и жилые комнаты дворца тисненой кожей, позолоченной резьбой и голландскими изразцами.

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин

Шедевр русского барокко XVIII века служил парадной резиденцией для членов царской семьи. Автором первоначального проекта стал Иоганн Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор, состоявший на службе Петра I.

Перепланировкой занимался Бартоломео Растрелли. На все проекты этого архитектора выделяли крупные суммы из царской казны, а для воплощения привлекали лучших зодчих и искусных мастеров. В итоге дворец стал еще выше и еще богаче: добавилось огромное количество пилястр, колонн и скульптур. Стены окрасили в пронзительный лазоревый цвет и украсили резной позолоченной лепниной. На отделку наружных и внутренних украшений дворца затратили «6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота» (около 100 килограммов).

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Укрепление в дельте реки Невы предназначалось для обороны русских земель от шведов. Закладка форта осуществлялась согласно совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Строители возвели шесть бастионов, соединенных куртинами, два равелина и кронверк.

Толщина стен бастионов достигала 20 метров, а высота — 12. Стены выложены из кирпичей шириной 5–6 метров, а между ними — земляная засыпка с толченым кирпичом. Под ограждение крепости забили около 40 000 свай. В 1717–1732 годах укрепление перестроили в камне и сделали под ним подземную галерею для сообщения между фортификационными сооружениями.

Большой Гатчинский дворец

Екатерина II возводила дворец для своего фаворита — графа Орлова. Задумку императрицы воплощал в жизнь придворный итальянский архитектор Антонио Ринальди. После смерти графа царица выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала своему сыну Павлу I.

Ринальди изначально хотел воспроизвести итальянскую виллу, но башни с подземным ходом, расположенные в густом лесу, выглядели мрачновато. Вторая версия дворца состояла из трех огромных рвов.

Для размещения многочисленной царской свиты пришлось не только переделать и расширить внутренние помещения дворца, но и надстроить два этажа. В дальнейшем здесь тестировались все передовые инновации. В 1809–1811 годах с помощью архитектора Воронихина во дворец провели калориферное отопление. В 1835-м на башне установили сигнальный оптический телеграф. При императоре Александре III провели электричество и телефон. А затем установили специальные подъемники, доставляющие провиант из буфетных кухонь нижнего этажа в жилые комнаты.

Собор Василия Блаженного в Москве

Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. Сперва царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более известное название — собор Василия Блаженного.

Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Роспись появилась в 1670-е годы. Сегодня в убранстве Покровского собора — фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие экземпляры русской иконописи.

Главное здание МГУ на Воробьевых горах

Все «сталинские высотки» заложили в один день, 7 сентября 1947 года, в честь празднования 800-летия Москвы. Возведением Университета занималась группа архитекторов под руководством Льва Руднева. Для строительства задействовали все силы страны: каждое министерство получило задание по поставке техники, деталей и рабочей силы.

Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. На возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров. Венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены самые большие в Москве часы диаметром 9 метров. Минутная стрелка весит 39 килограммов, а в длину — 4,1 метра, что вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов.

Павильон «Земледелие» на ВДНХ

Павильон «Земледелие» («Украина») считается самым большим и роскошным на всей территории ВДНХ (ВВЦ). Хрущев отдал распоряжение, чтобы он выглядел как можно внушительнее и богаче. Авторы проекта — архитектор Алексей Таций совместно с Н. Иванченко. Таций стал победителем закрытого конкурса на проект, проведенного Союзом архитекторов Украины.

Павильон создавали из редкого материала — керамических блоков на стальном каркасе, изготовленных в Киеве на заводе «Керамик». Фасад облицевали украинской майоликовой плиткой. На крыше расположили четыре скульптуры украинских девушек и парапеты с рядом колосьев, облицованные смальтой. Входную арку украсили огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов, а под ним расположили витраж с изображением Переяславской Рады. Стены большого вводного зала отделали разноцветным мрамором и покрыли росписью на тему «Дружба русского и украинского народов». Площадь залов павильона занимает 1 600 квадратных метров, а высота здания с позолоченным шпилем составляет 42 метра.

Центральный универсальный магазин в Москве
Центральный универсальный магазин в Москве

Первый в России крупный универмаг построил русский архитектор Роман Клейн по заказу шотландских предпринимателей. На месте сгоревшего магазина они захотели возвести пожароустойчивое здание из стекла, камня и железобетона. Металлические конструкции спроектировал инженер Владимир Шухов. В универмаге действовали электрические лифты для покупателей. Здесь продавалось до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за две копейки и кончая дамскими меховыми манто.

Первоначально ходило много споров о новаторском строении в центре Москвы, но затем его признали архитектурным шедевром. В 1974 году к старому ЦУМу пристроили новое здание, а в конце 1990-х — начале 2000-х провели масштабную реконструкцию и перестройку магазина.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть